История одной семьи. Сохранённые святыни.

Здравствуйте, отец Валерий!

Несколько про нас, кто мы и почему мы.

Наша семья, опасаясь раскулачивания в начале 30 годов покинула свое первоначальное место жительства, очевидно это была деревня Батыевская, во всяком случае это был Нерльский район на тот момент Калининской области. Сейчас район упразднен и входит в Калязинский район. В этой деревне родился мой отец Аркадий (уцелело свидетельство о рождении) и дед Иван. Но семья строилась вокруг прадеда – Сорокина Захара Яковлевича, который всю жизнь занимался валяльным промыслом. Изготавливали валенки. Этим же занимался и его зять, мой дед. Раскулачить решили из-за того, что жили в достатке, имели двух лошадей, у которых были парадные, выходные сбруи с бубенцами. Накануне высылки в Сибирь кто-то прибежал, стукнул в окошко и сказал – «Захар, уезжай, завтра тебя раскулачат». Ночью собрались и уехали в Московскую область в село Дединово. В другую область, потому что понимали, что искать будут только в Калининской, а там и родственники есть. В Дединово жила родная сестра прадеда – Мария Яковлевна в замужестве Есина (?). Так же с прадедом уехал и его сын Иван 1907 года рождения. Он потом погибнет в 1941 году. Про Батыевскую мне отец ничего не рассказывал, следовательно, уехали, когда ему было года два, т.е. в 35 году, но про ночной отъезд помнила его сестра Тамара, они погодки, ей тогда шел четвертый год. В Дединове в те годы было целых три колхоза (со слов отца), к председателю одного из них – женщине, мой прадед и попросился. На её вопрос, что умеет делать – прадед ответил: буду валенки валять. С собой смогли увезти шерстобойную машину, на которой из шерсти получали необходимый для валяния валенок войлок. На что председатель поклонилась ему в пояс и сказала (дословно, свидетель моя тетя): «Захар Яковлевич, вы нам очень нужны, спаситель вы наш». И началась жизнь в Дединове. Семья была верующей. ВСЕГДА, все годы открыто висели в красном углу иконы, которыми благословлялись на венчание моя бабушка и дед. Также сохранились иконы, которыми благословлялись на брак и прадед с прабабушкой. В семье сохранились три иконы Казанской Божьей матери и два образа Господа нашего Иисуса Христа. Вначале семья поселилась на правом берегу рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Сейчас дома этого нет, на его месте прошла дорога к паромной переправе. На другом, левом берегу, семья поселилась после войны, неподалеку от Троицкого храма, в доме номер 72, он цел и поныне.. Отец мне рассказывал, что храм был закрыт, но внутри все было цело. Он был худеньким, поэтому сумел неоднократно пробираться в храм. Мне он рассказывал о находившемся в храме ботике Петра 1 и о книгах, написанными или напечатанными синими и красными чернилами. Очевидно, он прикасался и открывал Святое Евангелие. Все рассказы отца были про Троицкую церковь, Про гайки, которыми удерживались цепи для люстр — хоросов. Еще он часто лазил по могильным памятникам, в их навершиях для крепления креста использовался свинец, который мальчишкам был нужен для грузил на леску. (Я проверил – есть свинец). Вот поэтому я и сделал вывод про принадлежность распятия к Троицкой церкви.

В 1935 или 1936 году прадед был арестован (сейчас жду ответа из архивного управления ФСБ России с копией дела), на него написала донос буфетчица (не хотела платить за валенки), что он ругал советскую власть и товарища Сталина. Прадед получил 10 лет ИТЛ, отправлен на Беломоро-Балтийский канал, где и погиб, было ему 50 лет. К нему один раз ездила его жена, Александра Константиновна. А на второй раз – в разрешении на поездку отказали, сообщив, что умер. В это же время из села был арестован священник Константин Немешаев. Храмы были закрыты.

В селе устраивались праздники – Дни безбожников, на которых происходило сожжения икон. Когда я спросил про это моего отца, то он ответил, что его мать иконы не дала, сказала, что они (безбожники) в аду гореть будут. Понимая, что иконы из храма будут осквернены и уничтожены, из него были взяты несколько икон, в том числе и Голгофский Крест. Скорее всего часть икон взята в 41 году, так как в селе располагались армейские подразделения перед отправкой на фронт. Для отопления солдаты использовали иконы, рубили их на дрова. Одну из икон (Казанская) бабушка (Александра Константиновна) буквально вырвала из рук красноармейцев. Судьбу этой иконы, к сожалению, мы установить не можем, она пряталась и в какой то из переездов пропала. Но может еще явится чудесным образом. Взятые из храма иконы – крест Голгофу прятали, так как семья несколько раз меняла место жительства, боялись изъятия и преследований за них. Прятали тщательно, так что я узнал о них только в 1977 году при переезде. Всего у моего отца было помимо семейных (венчальных) икон были Распятие (которое передал Вам) и еще есть икона????????????????????????????????????

Четырехчастная (Богородицы) и Спас на троне. На них были латунные оклады, от времени практически истлевшие. Сейчас они без окладов. Но их состояние крайне неважное. Предварительно мне оценили их ремонт около 140 тысяч. Постараюсь, может Господь управит.

Вот вся наша семья на момент жительства в Дединове:

— Сорокин Захар Яковлевич 1886 – 1936(?), сестра Мария (?)

— Сорокина Александра Константиновна 1886 — 1964

— Порочкин Иван Иванович 1906 – 1978 (?)

— Порочкина Надежда Захаровна 1909 — 1977, Сорокин Иван Захарович 1907 — 1941

— Порочкины : Тамара 1932 — 2006, Аркадий 1933 — 1990, Владимир 1938- 1979 – все Ивановичи

У моего отца – Аркадия Ивановича судьба очень непростая. По небрежности его отца, моего деда – Ивана Ивановича, он в 1948 году сломал позвоночник, в 1951 году перестал ходить. В специализированном DSC_0014санатории познакомился с моей мамой – Галиной Федоровной. И у них в 1960 году родилась дочь Ирина, а в 1967 году – уже и я. Отец никогда не унывал, закончил два курса полиграфического техникума, но из-за отсутствия работы по специальности начал работать ретушером (фото на могильные памятники ретушировал), писал маслом картины на продажу, плел авоськи, вместе со своей мамой – Надеждой Захаровной валял детские валеночки и заработал в 1962 году на автомобиль Москвич 407. Заработал на трудовую пенсию. Профессионально занимался фотографией (более сотни дипломов) Публиковался в союзных газетах и журналах. Занял в 1986 году на международной фотовыставке в Испании «Фотоспорт 1986» Третье место с бронзовой медалью (Это инвалид 1 группы. Колясочник). Делал инкрустированную мебель. Прожил он без одного месяца 57 лет при обещанных медициной не более 30. Все как сказано Господом – «Сила моя в немощи совершается.»

И мне вот какая мысль пришла. Для того, чтобы спасти от гибели Распятие и сохранить его Господь спас Ивана Ивановича в плену с 41 по 44 год, чтобы потом тот допустил травму сыну, встретил мою маму. И потом в свою очередь передал мне. Меня Господь недавно привел в Церковь и далее я выполнил, то что было должно случиться.

Вот фото икон, которые сейчас стоят у меня дома. Как и писал – состояние…

Икона1Икона2

Прошу Ваших молитв за упокоенных рабов Божьих

— Захара и отца его Якова и сестру его Марии

— Александры и отца её Константина

— Надежды и воина Иоанна

— Иоанна и отца его Иоанна

— Тамары, Аркадия, Владимира

И о здравии рабов Божьих

— Игоря, Ариадны

— Отрока Кирилла (2007 г.р.)

— Младенцев Анастасии (2010 г.р.) и Екатерины (2014 г.р.)

2 комментария на “История одной семьи. Сохранённые святыни.

  1. Добрый день.
    Подскажите, можно узнать, кто автор этого письма? Как зовут этого человека. Есть мысль вынести это письмо в качестве статьи в группе село Дединово. Очень интересный рассказ автора. Вот было бы еще побольше фото. Прошу вас, ответьте, по возможности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *