Историческая справка на объект культурного наследия — «Церковь Казанская, XIX в.» с. Дединово.

В селе Дединово, на правом берегу реки Оки, по адресу: Луховицкий район, с. Дединово, ул. Кислова, д. 1(б), расположен Казанский храм, построенный тщанием прихожан в 1845.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.60 №1327 (приложение 2) и п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» является объектом культурного наследия регионального значения.

Еще в 1674 году, в приселке Клин (располагался на правом берегу р. Цны – напротив с. Любичи, это ниже по течению р. Оки), существовала деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери  и указан «поп Савва Федоров».  В 1719 году на два десятка дворов вместо деревянной сооружается каменная церковь Казанской Пресвятой Богородицы с приделом Предтеченским в приселке Клин, а жители Дединова обязались «попа и дьячка, и пономаря содержать в надлежащем довольстве» независимо от величины прихода». Но когда все жители приселка перебрались жить в Дединово, в Львову слободу, по благословению рязанского епископа Полиевкта «перенесли» и приход. Храм в приселке был разобран и построен новый в Львовой слободе в 1845 г. на средства владельца с. Дединово и Львовской слободы графа Александра Дмитриевича Толстого. Придел Всех Святых освящён в 1849 г., а придел Богоявления – в 1857 г., главный престол освящен в 1870 году. Колокольня возведена в 1873 г. братьями Копытиными по старому проекту. В трапезной части на хорах устроен придел Благоверного князя Александра Невского в память об уничтожении крепостного права. Придел во имя Благоверного князя Александра Невского освящен в 1873 году.

При строительстве  колокольни грунтовые воды ослабили фундамент колокольни, после постройки колокольни в стенах храма появились трещины. В то время, по благословению правящего архиерея была создана комиссия для выяснения причин и последствий происшедшего. Здание обследовали, провели необходимые работы по укреплению стен.

Здание в стиле ампир по типу представляет разновидность базиликальной постройки, где четверик, трапезная и колокольня расположены на одной оси. Квадратная в основании четырехъярусная колокольня с цилиндрическим верхним ярусом и резонатором «звона» выстроена в лучших традициях позднеклассической школы.

Стены сложены из кирпича. Десять рядов кладки вместе с десятью швами составляет по высоте 91 см. Перевязка кладки тычковая, на известковом растворе, шов обработан односторонней подрезкой. Сохранилась старая оконная столярка и дверная столярка со скобянкой.

В интерьере храма сохранились фрагменты первоначальной масляной живописи на религиозные сюжеты, а также остатки лепнины. От иконостаса сохранился один каркас.

Полы в церкви белокаменные из плит. В 1930-е годы храм был закрыт.

В 1960-е годы из-за отсутствия кровли памятник утратил свои завершения, северный и южный портики в верхней своей части разрушены. Несмотря на утраты, памятник представляет большую архитектурно художественную ценность как характерное культовое здание позднего классицизма.

Епископ Луховицкий Петр
Из истории Казанского храма села Дединово. Изначально Казанская церковь размещалась на левому берегу реки Оки, в ныне исчезнувшем селе Клин, с давних времен бывшем своего рода дединовским приселком. В середине XIX в. храм, церковный причт и невеликое приходское население переселяются на правый берег реки Оки в новооснованное поселение – село Львова Слобода, ставшее в начале XX в. правобережной частью Дединово.
Самое раннее упоминание о деревянной Казанской церкви села Клин встречается в писцовых книгах 1674.г. Позднее, в 1719 г. вместо обветшавшей церкви возводится небольшой каменный храм с престолами во имя Казанской иконы Божией Матери и св.
Иоанна Предтечи, разобранный в дальнейшем. В первой половине XIX в. дединовский помещик Лев Дмитриевич Измайлов своевольно переселил своих крестьян из села Клина на правый берег Оки в основанное им селение Львова Слобода. Сложно сказать, что побудило местного владетеля к такому поступку. Известно, что Измайлов отличался деспотичным характером и жестоким отношением к крепостным крестьянам. Как бы то ни было, но вынужденная миграция приходского населения потребовала перенесения и храма. Строительство нового здания церкви Казанской иконы Божией Матери продолжалось несколько лет и завершилось в 1843–1845 гг.
Помимо главного престола, освященного великим чином 25 августа 1870 г., церковь имела еще два: в правом приделе находился престол во имя Богоявления Господня, освященный 7 февраля 1857 г; в левом приделе престол в честь Всех святых освятили 22 января 1849 г. И, по-видимому, он являлся самым первым, приспособленным для совершения богослужения. Сохранилось описание облика и устройства Казанского храма, изложенное в страховых документах 1910 г. Длина одноэтажного каменного храма крестообразной формы составляла 22 сажени (46,9 м.), ширина – 11 саженей (23,4 м.). Здание церкви обрамляли 13 окон. Северный, южный и западный портики закрывали железные двери. Церковный ансамбль завершался высокой колоннадой с 8 световыми окнами. Крыша была покрыта железом, окрашенным зеленой краской. Отопление помещений производилось посредством изразцовых печей. Стены церкви были расписаны масляной живописью и украшены лепниной. Главный иконостас имел в высоту 18 аршин (12,8 м.), и ширину 20 аршин (14,2 м.). Иконостасы боковых приделов были более низкие: в высоту составляли 8½ аршин (6 м.), в ширину 10 аршин (7 м.). В 1873 г. на средства крестьянина села Дединово Павла Семеновича Копытина была достроена каменная колокольня с пятью ярусами. При колокольне на втором этаже устроили еще один придел в честь святого благоверного князя Александра Невского в память освобождения крестьян от крепостной зависимости императором Александром II. Великое освящение придела состоялось 6 ноября 1873 г. Церковную усадьбу довершила сторожка построенная в 1909 г. В архивных документах прослеживается, как со временем менялась приписка храма к тому или иному населенному пункту. Как приход церкви Казанской Божией Матери села Клин он упоминался в духовных и метрических книгах с конца XVIII в. и до 1840 г. С 1841 г. и до начала XX в. – числился как приход церкви Казанской Божией Матери села Львова Слобода. Впрочем, в справочно-статистической документации, составленной на рубеже XIX–XX вв., храм приписан уже к селу Дединово. Окончательно объединение двух сел произошло вскоре после октябрьского переворота, видимо по причине нецелесообразности наличия двух сельских советов по сути в одном населенном пункте. Не менее интересен вопрос территориальной и канонической принадлежности Казанского прихода.
В XVII–XVIII вв. село Клин относилось к Зареченской десятине Коломенского уезда. После губернской реформы Петра I оно, как и остальные поселения Заочья, оказалось в огромной Московской губернии (1708 г.). С 1778 г. некоторые селения Заочья (Дединово,
Клин, Любичи) были отнесены к Егорьевскому уезду Рязанского наместничества. На рубеже XVIII–XIX вв. село Клин передали в Зарайский уезд Рязанской губернии. В XVII в. и в первой половине XVIII в. приход Казанского храма окормлялся коломенскими архиереями, но уже к началу XIX в. – Рязанскими Преосвященными. В XIX – начале XX вв. Казанский приход относился к 4-му благочинническому округу Зарайского уезда Рязанской епархии. В середине XIX в. Казанский храм села Львова Слобода дважды становился местом пребывания канцелярии благочиния. По причине малочисленности приходского населения штат местного церковного причта никогда не отличался многолюдностью. В XVIII в. и первой половине XIX в. он состоял из священника, дьячка и пономаря.
В виду скудности материального содержания одна из церковнослужительских вакансий постоянно оставалась праздной. Указом Святейшего Синода от 15 февраля 1885 г. был утвержден двухсоставный причт из священника и псаломщика. Примечательно, что до конца синодального периода на должности псаломщика обычно состоял диакон. Архивные изыскания позволили установить имена одиннадцати настоятелей Казанского храма, служивших с XVII по начало XX вв. В их числе: священников – 9, протоиереев – 2. Назовем их имена, периоды служения, известные биографические сведения. Во второй половине XVII в. в Казанском приходе настоятельствовал священник Савва Федоров (упоминается в 1674 г.). В XVIII в. священнодействовали священники Николай Харитонов (1737–1742 гг.), Иоанн Иванов (1742 г.) и Иродион Тарасов (1774 г.) 1720 года рождения. От священника Софрония Тарасова (1776–1783 гг.) 1728 года рождения, служившего в местном причте ранее в должности пономаря, сохранилась ставленая грамота. С конца XVIII в. и всю первую треть XIX в. продолжалось многолетнее служение священника Димитрия Алексеева (1798–1831 гг.). Последний запомнился тем, что внес собственный капитал в 6.000 руб. в Московский опекунский совет для содержания Казанской церкви. В продолжение XIX в. настоятельское служение осуществляли еще трое священнослужителей. Священник Павел Дмитриев 1795 года рождения – настоятель Казанского храма в 1831–1837 гг. В 1806 г. определен в причт Воскресенского храма села Любичи Зарайского уезда на должность пономаря. В 1807 г. посвящен в стихарь. В 1817–1823 гг. состоял певчим в Рязанском епархиальном хоре. В 1831 г. посвящен в сан священника в причт Казанского храма. Протоиерей Иоанн Иванович Волынский 1822 года рождения — настоятель Казанского храма в 1838–1882 гг. В 1844 г. окончил Рязанскую духовную семинарию со званием действительного студента. В 1845 г. назначен учителем русского языка и арифметики Сапожковского духовного училища Рязанской епархии. В 1846 г. переведен в Рязанское духовное училище на должность учителя греческого языка. В 1847 г. рукоположен во священника в причт Казанского храма села Львова Слобода. В 1854 г. назначен законоучителем в Дединовское мужское приходское училище. Десять лет состоял членом Зарайского уездного училищного совета. В 1873 г. утвержден благочинным 4-го округа Зарайского уезда Рязанской епархии. В 1879 г. ему была назначена пенсия от Министерства народного просвещения за более чем 20-летнюю службу в народном образовании. Активная пастырская и просветительская деятельность протоиерея Иоанна Волынского была отмечена множеством наград: благодарностью правления Московской духовной академии «за успехи в преподавании уроков» (1847 г.); архипастырскими благословениями «за пожертвования в пользу девиц-сирот духовного звания» (1850 г.), «за образцовое знание основ веры и усердие в проповедовании прихожанам» (1851 г., 1866 г.); бронзовым крестом на Владимирской ленте в память о Крымской войне 1853–1856 гг.; набедренником (1862 г.), скуфьей (1867 г.), камилавкой (1871 г.), благословением Святейшего Синода «за сбор пожертвований в пользу голодающей Самарской губернии» (1874 г.), наперсным крестом (1875 г.), саном протоиерея (1882 г.).
Протоиерей Федор Ильич Дмитриевский 1844 года рождения – настоятель Казанского храма в 1883–1905 гг. В 1866 г. окончил Рязанскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда. В 1867 г. назначен на должность учителя географии и арифметики в Сапожковское духовное училище Рязанской епархии. Переведен на ту же должность в Зарайское духовное училище. В 1873 г. рукоположен во священника в причт Покровского храма села Коростово Рязанского уезда. В 1874 г. назначен в причт Троицкого храма села Дединово, а затем в причт Воскресенского храма села Любичи Зарайского уезда. В 1875–1878 гг. состоял законоучителем в приходском училище села Любичи. Почти тридцать лет избирался депутатом окружного духовенства на Зарайском училищном и Рязанском епархиальном съездах. В 1881 г. избран председателем церковно-приходского попечительства села Любичи. В 1883 г. по прошению переведен в причт Казанского храма. В 1884–1896 гг. был наблюдателем над церковно-приходскими школами по 1-му и 4-му благочинническим округам Зарайского уезда. В 1887 г. назначен заведующим церковно-приходской школы села Львовой Слободы. В 1889–1895 гг. назначен миссионером и заведующим окружной миссионерской библиотекой. В 1889–1893 гг. – член благочиннического совета 4-го округа Зарайского уезда. В 1893–1895 гг. состоял в должности благочинного указанного округа. Отмечен церковными наградами: набедренником (1875 г.), скуфьей (1881 г.), архипастырским благословением «за ревностное преподавание Слова Божия» (1885 г.), камилавкой.(1886.г.), наперсным крестом (1897 г.), саном протоиерея (1901 г.). В 1905 г. многолетнее служение протоиерея Федора Дмитриевского оказалось в одночасье прервано «За незаконное повенчание брака коломенского мещанина Константина Ивановича Данилова с Клавдией Адольфовною Блейфорт, в запрещенных степенях и без соблюдения предбрачных предосторожностей, послан на шесть месяцев в Николо-Радовицкий монастырь». На прежнее место он уже не вернулся. Примечательна личность священника Алексея Васильевича Бургова 1873 года рождения, назначенного в Казанский храм в 1905 г. и прослужившего в нем всего несколько месяцев. Происходил из семьи священника. В 1897 г. окончил Рязанскую духовную семинарию. Затем со званием действительного студента окончил Киевскую духовную академию. Назначен учителем русского и церковно-славянского языков в Новгород-Северское духовное училище. В 1898 г. удостоен степени кандидата богословия. В 1900 г. рукоположен в сан священника и назначен настоятелем соборного храма города Глухова Черниговской губернии. В 1904 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Православно-догматическое учение о первородном рехе» и удостоен степени магистра богословия. Награжден набедренником (1901 г.), скуфьей (1904 г.), камилавкой (1905 г.). Вероятно, последним настоятелем Казанского храма был священник Алексей Алексеевич Беляев 1867 года рождения. В 1884 г. окончил Рязанскую духовную семинарию и назначен на должность псаломщика храма села Парышенки Рязанского уезда. В 1889–1892 гг. состоял учителем в учрежденной им церковно-приходской школе. В 1892 г. рукоположен в сан диакона и определен к Александро-Невскому кладбищенскому храму села Дединово. В 1892–1895 гг. состоял в должности законоучителя Дединовской женской земской школы В 1895 г. рукоположен в сан священника и определен в причт Воскресенского храма села Дединово. В 1898 г. по прошению переведен в причт Троицкого храма села Дединово. В 1899 г. решением главы совета Братства свт. Василия, епископа Рязанского, назначен на должность миссионера по 4-му благочинию Зарайского уезда. В 1899–1902 гг. состоял членом Рязанского епархиального попечительства о бедных. В 1906 г. по прошению назначен в причт Казанского храма села Дединово. Последний раз упоминается в метрических книгах в 1918 г. Имел церковные и государственные награды: премию «за безвозмездную учительскую службу» от Святейшего Синода (1891 г.); набедренник (1896 г.); темно-бронзовую медаль за участие в первой Всероссийской переписи населения (1897 г.); архипастырское благословение за участие в собеседовании с сектантами (1898 г.); бархатную фиолетовую скуфью (1898 г.); камилавку (1908 г.). Установлены имена и прочих священнослужителей и церковнослужителей Казанского храма, служивших с XVIII – по начало XX вв.: священнослужителей в сане диакона – 6 чел, церковнослужителей на должности дьячка и псаломщика – 3 чел., пономарей – 3 чел. Помощниками настоятелям в хозяйственных вопросах всегда были выборные церковные старосты. По Казанскому приходу установлены имена только двух лиц, исправлявших эту должность на рубеже XIX–XX вв. Формально относясь к крестьянскому сословию, они имели значительные капиталы, часть которых жертвовали на развитие приходской жизни. С 1881 г. церковным старостой служил крестьянин Иван Романович Подзолов 1835 года рождения. За большие вклады в пользу Казанского храма награжден серебряной медалью на Станиславской ленте. С 1892 г. – крестьянин Василий Егорович Школов 1850 года рождения. Ранее за построение часовни в селе Никитском Бронницкого уезда Московской губернии был награжден серебряной медалью на Станиславской ленте. В 1890 г. за пожертвование в приходской храм церковной утвари награжден благословенной грамотой Святейшего Синода. По причине малочисленности церковного причта вопрос материального обеспечения Казанского прихода был успешно решен во второй половине XIX в. Доход клириков формировался из средств, поступавших главным образом от сдачи земли в аренду. Во владении Казанского храма находились земельные наделы: 33 дес. луговой земли и 3 дес. усадебной земли. Настоятель и причетник проживали в служебном жилье –
деревянных домах, выстроенных на церковной усадебной земле. С середины XIX в. существенную добавку к доходу причта составляли процентные начисления с так называемого «капитала причта», в составе общего капитала Казанской церкви, хранившегося в нескольких кредитных учреждениях – Рязанском общественном банке, Рязанском отделении Государственного банка, Московском земельном банке, Сберегательном банке. Отметим что размер общего капитала формировался из частных банковских вкладов, жертвовавшихся в пользу храма и причта, и постоянно увеличивался. Значительный, но не всегда стабильный доход приносили требы и кружечный сбор. Например, в 1908 г. из этого источника церковный причт получил более трети дохода – 658 руб., почти столько же принесли земельные участки – 700 руб., с капитала зачислилось процентов – 303 руб. Из полученного годового дохода в 1661 руб., 1000 руб. пришлось на долю священника, а остальное диакону. Тем самым, содержание клириков было на весьма пристойном уровне. Вероятно, именно поэтому в XIX – начале XX вв. местные клирики не стремились к переводу и приисканию более доходных мест. Проценты с церковного капитала направлялись на содержание самого Казанского храма и проектов социального.служения. Наряду с Воскресенским и Троицким приходами, он участвовал в учреждении и развитии межприходского Дединовского попечительства имени императора Александра II Освободителя. При Казанском приходе действовала церковно-приходская школа, учрежденная в последней трети XIX в. Нестабильным оставалось с конца XVIII – по начало XX вв. демографическое состояние прихода. Приходская статистика дважды фиксирует массовую депопуляцию приходского общества Казанского храма. .Крайне малочисленным население становится на рубеже XVIII–XIX вв. Если в 1790 г. в селе Клин проживало 184 чел., то в 1803 г. –лишь 61 чел. (или 33% от данных 1790 г.), в 1813 г. – 54 чел. (или 29%). Численность населения сократилась до минимума в 1832 г. – 19 чел. С завершением переселения прихожан на правый берег реки Оки в селе Львова Слобода отмечается резкий прирост населения к середине XIX в.: 1851 г. – 979 чел., 1860 г. – 1164 чел. В пореформенную эпоху, после отмены крепостного права, население вновь последовательно сокращается: 1869 г. – 1064 чел., 1879 г. – 1038 чел., 1890 г. – 720.чел. 1900 г. – 704.чел., 1908 г. – 719 чел. Таким образом, снижение динамики численности приходского населения в начале XIX в. безусловно было вызвано крепостническим строем, никак не ограничивавшим долгое время помещиков в вопросах перемещения зависимого крестьянства. Сокращение численности жителей во второй половине XIX в. скорее всего стало следствием оттока крестьянского люда в города на заработки или миграцией в соседние села. В Казанском приходе подавляющее большинство населения принадлежало к крестьянскому сословию. Прочие сословные группы (купечество и мещанство, военнослужащие с семействами) к началу XX в. полностью исчезли. Примечательно, что женское население прихода всегда численно превосходило мужское.
В конфессиональном отношении местные жители строго придерживались православного исповедания. Незначительное старообрядческое присутствие (2 чел.) наблюдалось только в 1851–1857 гг.
События XX в. нанесли непоправимый урон Казанскому храму, оказавшемуся к концу столетия на грани гибели. После установления советской власти Казанский приход просуществовал еще значительное время. Всех своих явно невеликих «богатств» он лишился в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. Изъяли украшений весом в 3 пуда 24 фунта 108 золотников (59 кг. 429 г.) серебром.
В конце 30-х гг. XX в. Казанская церковь была закрыта и быстро начала ветшать из-за отсутствия должного присмотра. К 60-м гг. XX в. лишившийся кровли храм остался без своего завершения, разрушились северные и южные портики.
Начало новейшей истории Казанского храма приходится на 2009 г., когда местное сельскохозяйственное предприятие освободило церковное здание. Настоятелем был назначен протоиерей Валерий Гарнов с приписанием церкви к приходу Троицкого храма села Дединово. В 2012 г. юридически оформилась самостоятельная приходская община. В настоящее время проводятся работы по противоаварийной консервации. Однако значительные повреждения церковного ансамбля, порожденные многолетним запустением, требуют немалых усилий и финансовых средств для восстановления порушенного благолепия.
Для просмотра историко-архивных материалов Казанского храма с. Дединово пройдите по ссылке: