О таинстве венчания

Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве (Номоканон).

История человечества знает разные формы брака:

  • моногамный — брак одного мужа и одной жены;
  • полигамный — многоженство;

—  полиандрический — брак одной жены с несколькими мужьями, случаи
такого брака редки.

Христианская традиция признает только брак одного мужа и одной жены.

Брак, как закон положен в самом устройстве человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1,27). Различие между полами, но учению церкви — это особый дар Божий сотворенным Им людям. Особенности полов не сводятся к физиологическим различиям: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении…» (Социальная концепция РПЦ. XI)

Господь Иисус Христос, ссылаясь на первоначальное Божие благословение брака: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2.24), учит: «Так что уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19.5-6)

Апостол Павел указывает только одно законное основание развода — измена одного из супругов: «Кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует».

Этот же апостол, придавая браку значение таинства, уподобляет его тайне единства Христа и Церкви — «Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж глава есть жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5. 22-25, 31-32)

Свт. Иоанн Златоуст говорил: «Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако через это я не поставляю брака в число худых дел, но даже очень хвалю его».

Святое христианское девство и святое таинство Брака — вот два пути, указанных верным в Слове Божием. (Мф. 19. 11-12) Церковь благословляла всегда оба этих пути и осуждала порицателей того и другого. Апостол Павел призывал не слушать лжеучителей, запрещающих вступать в брак, которые явятся в последние времена.

Этот же апостол, веря в силу христианской любви, дозволял в смешанном браке развод нехристианской стороне и запрещал его христианской, любовь которой должна освятить и нехристианскую сторону (I Кор. 7, 12-14).

Завершая чин обручения, прежде чем начинается таинственное освящение супружества Божественной благодатью — чин венчания, священник предлагает жениху и невесте перед лицом всей Церкви подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак, спрашивая: «Имеешь ли ты искреннее; и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (женою) этой (этого) (имя невесты или жениха), которую (которого) видишь здесь перед собою. Не связан ли обещанием другой (другому) невесте (жениху)?» Как непривычно звучат эти вопросы для человека малоцерковного, привыкшего слышать в ЗАГСе другой вопрос, который задают жениху и невесте: «Любите ли вы друг друга?» Понимая, что любовь есть великое таинство и благодатный дар Божий, который необходимо заслужить чистой, целомудренной, жертвенной супружеской жизнью, Церковь устами священнослужителей задает свой особый вопрос, она вопрошает юношу и девушку, мужчину и женщину: «Желаешь ли ты дожить до любви с человеком, который стоит рядом с тобой?» Народная мудрость устами благословляющих родителей вторит уже своими словами: «Мир вам да любовь!». Будет мир — будет и любовь. «Стерпится — слюбится!», а не будет терпения — не дожить до любви.

Святые отцы говорили, что в браке надо стараться избегать грубых несоответствий в возрасте, образовании, внешних данных. Но вместе с тем никто никогда не углублялся в такие тонкости, никто не измерял параметры совместимости. Чудо брака состоит еще и в том, что Господь часто соединяет, казалось бы, несоединимое. И оказывается, что два таких человека — мужчина и женщина, юноша и девушка, сочетавшись браком в Боге, не могут не полюбить друг друга. Если они не оставят путь духовного самораскрытия, то обязательно будут любить друг друга все больше и больше.

Следующая цель брака на которую указывает Священное Писание и Священное Предание — рождение и воспитание детей.

Свт. Григорий Богослов говорит: «Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себя детей, тогда брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу».

Но и брак, оставшийся без потомства, признается православной Церковью законным.

Еще одна цель брака о которой говорят Священное Писание и святые отцы —предохранение от распутства и сохранение целомудрия.

«Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (апостол Павел)

Свт. Иоанн Златоуст: «Брак установлен для того, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были целомудренными».

Взаимные обязанности супругов:

Апостол Павел учит так: «…хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене доброе расположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление (1 Кор.7 1-6). Муж и жена должны любить друг друга, быть безусловно преданными друг другу. Хранение супружеской верности составляет непременный долг мужа и жены».

«Не прелюбодействуй» (Исх. 20.14), — сказано еще в Законе Моисея, а Господь Иисус Христос уже само пожелание чужой жены осуждает как греховное: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5 27-28).

К правовым последствиям брака относился также обязанность совместного жительства. Даже безвестная отлучка мужа не дает права жене вступать в другой брак.

Согласно 31-му правилу свт.Василия Великого, «жена мужа отлучившегося и пребывающего в безвестности, прежде удостоверения о смерти его вступившая в сожитие с другим, прелюбодействует».

Муж и жена совместно владеют имуществом, имущественные права супругов регулируются не церковным, а гражданским правом.

Архиерейский Собор 2000 г. подчеркнул: «Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины, как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа , который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф 5. 22-23; Кол 3.18). В этих словах идет речь, конечно же не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви, не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф 5.21). Поэтому ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же от Бога. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» (1 Кор 11.11).

Мужу на основании учения, изложенного в Св.Писании, принадлежит право управлять семьей, но действовать при этом не с помощью жестоких и крутых мер, а посредством доброго совета и примера. Жена же обязана повиноваться мужу во всем и слушаться его, если он не требует от нее чего-либо противного заповедям Божиим и нравственному закону Божию, ибо в таком случае справедливее более слушать Бога, а не человека.

Христиане вступают в брак для создания христианской семьи. Дети полноценные ее члены. Они нуждаются в пище, одежде, условиях для благополучного проживания, которые доставляют им родители. Не менее удовлетворения насущных физических потребностей дети нуждаются и в религиозно-нравственном и интеллектуальном воспитании. Родители — христиане учат детей с младенческого возраста вере, молитвам, основам христианского вероучения и нравственного закона Христова, развивают в них послушание, любовь, смирение и иные добродетели, необходимые для пребывания в единстве с жизнью Церкви. Жизнь родителей делается «житием» в христианском смысле этого слова, т.е. «подвигом».

Воспитывая детей, родители воспитывают и самих себя, ибо присутствие детей часто удерживает их от распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, направленных на то, чтобы упорядочить жизнь, удовлетворить материальные и духовные запросы и потребности членов семьи.

Архиерейский Собор 2000 года подчеркнул: «Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчужденности и развитию антагонизма между поколениями… Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает …неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях… Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и социальную жизнь, Церковь одновременно видит важнейший свой долг в укреплении семьи…» (Основы социальной концепции РПЦ Х4)

Бурное развитие биомедицинских технологий, невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» его творение могут принести человечеству новые тяготы и страдания.

Церковь формулируя свое отношение к тем или иным вопросом, связанным с воздействием на человека исходит из основанных на Божественном откровении представлений о жизни:

— как бесценном даре Божием;

—   о неотъемлимой свободе и богоподобном достоинстве человеческой
личности, призванной к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе, к
достижению совершенства Небесного Отца, к обожению, т.е. причастию
Божеского естества.

  1. Аборт (намеренное прерывание беременности) — приравнивается к греху убийства. Так как зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Свт. Иоанн Златоуст назвал делающих аборт — «худшими, нежели убийцы».

Оправдание абортов — есть признак деградации общества, это угроза физическому и психическому здоровью матери.

Церковь не отвергает женщин делающих аборт, а призывает их к покаянию через молитву и несение епитимий с последующим участием в спасительных Таинствах

Ответственность за аборт несут:

  • отец;
  • мать
  • врач (или лицо, сделавшее аборт)

Если аборт совершен без согласия отца, то это основание для развода.

  1. Проблема контрацепции

Недопустимо применение противозачаточных средств, которые фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на ранних стадиях жизнь эмбриона (это равно аборту).

Другие средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту приравнивать нельзя.

Определяя отношение к этим средствам супругам нужно помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Супруги вместе несут ответственность за воспитание детей.

Один из путей реализации ответственного отношения к их рождению — воздержание от половых отношений на определенное время.

Но: св. апостол Павел в одном из своих посланий обращался к христианским супругам: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5)

Супруги должны принимать решение по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может воздерживаться от тех, кто не может (кому не дано), заботясь о сохранении и укреплении семьи.

  1. Применение новых биомедицинских методов для лечения бесплодия.
    Происходит   развитие   репродуктивных     прав.     Система   предполагает отношение к человеческой жизни, как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями. Пути деторождения не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданным.

Если муж и жена не способны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения не помогают, то им следует со смирением принять свое бесчадие, как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов.

Допустимое средство медицинской помощи — является искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза.

Донорство половых клеток — нарушает целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение третьей стороны.

  1. Генная терапия половых клеток — является крайне опасной, ибо связана с изменением генома в ряду поколений, что может повлечь непредсказуемые последствия   в   виде   новых   мутаций   и   дестабилизации   равновесия между человеческим обществом и окружающей средой.
  1. Методы     дородовой     диагностики позволяют     определить наследственный недуг на ранних стадиях внутриутробного развития. Некоторые из этих методов могут представлять угрозу для жизни и целостности тестируемого эмбриона или плода. Выявление неизлечимого генетическою заболевания часто служит побуждением к прерыванию беременности, бывают случаи давления на родителей со стороны ближних, в том числе со стороны медицинских работников. Недопустимо применение этого метода с целью выбора желательного для родителей пола будущего ребенка.

Демографическая проблема нашего времени держится на безответственности мужчин. Их ненадежность порождает у женщин страх перед будущим. Из-за отсутствия мужского начала в семье у женщин возникает неуверенность в завтрашнем дне, сомнения в возможности вырастить, воспитать детей: «А вдруг он уйдет, бросит одну с детьми?.. А вдруг он нас не прокормит?» Почему раньше в России почти все семьи были большими, многодетными? Потому что была твердая идея нерасторжимости брака. Потому что глава семьи был настоящий мужчина — кормилец, защитник и молитвенник. Потому что все были рады рождению детей, ведь это — Божие благословение, умножение любви, укрепление рода, продолжение жизни. Мужчине в голову не приходило бросить жену с детьми: это же постыдный грех, позор, бесчестье! А женщине в голову не приходило делать аборты — убивать свое родное дитя. Жена была уверена, что муж до смерти не предаст, не уйдет, не бросит, что хоть на пропитание будет зарабатывать, и она не боялась за детишек. Матери обычно более ответственны по отношению к чадам, потому-то они всего и опасаются. А страх этот от того, что мужской дух из семьи исчезает. Но как только этот мужской дух укрепляется и женщина уверена, что муж не предаст, она с радостью готова иметь много детей. И только тогда семья становится полноценной и счастливой. Мы видим это в церковных приходах, где 3-4 ребенка в семьях уже являются нормой. Это как раз пример того, что православное понятие о нерасторжимости брака и ответственности перед Богом дает чувство надежности, уверенности в будущем.

Семья — это «клетка» государства, сохраняя Православие, духовные традиции, культуру, православную семью, воспитывая детей по-православному, строя жизнь по Божественным законам, мы тем самым будем возрождать и Россию.

В жизни часто недостаточно человеческих сил, необходима помощь духовного мира. Церковь указывает особых покровителей семьи — это Пресвятая Богородица, святые праведные Иоаким и Анна, преподобные Кирилл и Мария, святые мученики и исповедники Гурий, Самой и Авив, святые праведные Петр и Феврония, святые праведные Иоанн и Мария.

Ответы на интересующие Вас вопросы вы можете получить на сайте  www.hristianstvo.ru  в разделах Православное вероучение, Азы православного вероучения, Азбука веры. Православное общество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *