С. Курово, церковь Успенская (Зарайского уезда).

Село Курово находится в 40 верстах от Рязани и в 27 — от Зарайска, при речке Мече. По преданию название свое оно получило от воеводы Курова, жившего здесь в старину, в XVII веке оно принадлежало боярскому роду Шереметевых. До 1712 года Курово входило в состав Гавриловского прихода, а с этого времени образовало самостоятельный приход. В 1873 году он был упразднен и село приписано к Алпатьевекому приходу, но когда в 1879 году прихожане на обеспечение причта внесли в банк 5000 рублей, самостоятельность Куровского прихода была восстановлена. Деревень к Курову не приписано ни одной. Церковь в селе Курове построена в 1712 году, при образовании прихода. В 1761 году на ее месте построена новая деревянная церковь. В 1841 году и эта была разобрана по причине ветхости и на ее месте выстроена на каменном фундаменте, деревянная церковь во имя Успения Божьей Матери, иждивением крестьянина Дмитрия Григорьева. После пожара 1882 года погоревшие части были возобновлены стараниями прихожан. Эта церковь одноэтажная с одной главой на верху, с пятигранным алтарем и с присоединенной к ней колокольней (выстроена в 1871 году). Наружные стены церкви и колокольни обиты тесом и окрашены, внутри стены храма обтянуты парусиной и расписаны живописными изображениями. Внутри церковь имеет притвор, соединенный с нею аркой; приделов нет. Иконостас нового устройства. Древних икон, сосудов, облачений и других предметов нет. В церковной библиотеке находятся; собрания поучений (XVIII век), часть Четьих Миней (1789 год), Киево-Печерский Патерик (1806 год), «Изъяснение литургии» Дмитревского (1816 год) и некоторые другие в незначительном количестве. Из документов хранятся: приходорасходные книги — с 1833 года, обыскные 1852-1862 и 1876 — 1889 годов, метрические — с 1780 года и план церкви.

Церковный причт до 1855 года состоял из священника, дьячка и пономаря, но в 1855 году вакансия одного причетника упразднена. По штату 1873 года положены также священник и псаломщик. По метрическим записям значатся следующие священники:
Феодор Максимов († 1808),
Алексей Феодоров (1808-1835)
Василий Ильин (1835-1841)
Матвей Мудров (1841-1853)
Николай Кедров (1853-1862)
Арсений Ситковский (1862-1870)
Михаал Благов (1870-1871)
Петр Курганов (1871-1873)
Василий Серебров (с 1879 года) .

Прежде причт пользовался доходами от прихожан и церковной земли, с 1879 года прибавились к этому проценты с положенной крестьянами суммы в 5000 рублей. Всей церковной земли значится 33 десятин. Недостаточность содержания была причиной того, что многие священники переходили от этого прихода к другим.

Всех прихожан считается 398 душ мужского пола и 416 женского пола. Большая часть их живет в С. -Петербурге, промышляя легковой ездой. Есть в приходе и прасолы, которые занимаются выгоном скота из степных губерний. Школ в приходе нет, грамотность мало развита. Из праздников, кроме общих и храмовых (Успения Божьей Матери и Покрова Пресвятой Богородицы — праздника Гавриловского прихода), по старинному обычаю празднуются в приходе еще весенние пятницы.

Крестные ходы бывают: на красную горку, на день Святого Духа и 1 августа (первый — на кладбище, второй — на поле и третий — по селу и вокруг села). Особенность крестного хода на красную горку такая же, что и после водоосвящения: прихожанами избирается, так называемый, «пахарь»; он подходить к святому кресту, священник кропить его святой водою и передает ему пирог или хлеб и просфору.

Пирог и просфору пахарь съедает на ниве, когда выезжает сеяеть яровое. Остатки пирога и просфоры крошит в семена. Другие крестьяне так же поступают с Благовещенской просфорой. «Пахарь» первый начинает пахать яр до тех пор, пока не начнет он, крестьяне не приступают к пахоте. Перед посевом ржи крестьяне приносят семена ржи в церковь в кувшинах для освящения и перед началом водоосвящения ставят в семена зажженные свечи. По окончании водоосвящения рожь окропляется святой водою. Других каких-либо особенных обычаев и обрядов в приходе не замечается.