Будни и праздники христианина

Четвертая заповедь Закона Божия гласит:

«Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить свято, посвящать на святые и угодные Богу дела): шесть дней работай и делай, в продолжение их, все дела свои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему».

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким кто призван, а день седьмой посвящать на служение Богу, на святые и угодные Ему дела. Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души; молитва в храме Божием и дома; изучение Закона Божия, чтение Священного Писания и других душеполезных книг; помощь ближним (посещение больных, утешение печальных) и другие добрые дела.

В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели — суббота (шабат — по-древнееврейски «покой») — в воспоминание творения Богом мира: и почил в день седьмым от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2:2). В Новом Завете со времени святых апостолов стал праздноваться первый день недели, воскресный — в воспоминание Воскресения Христова. Под именем седьмого дня подразумеваются и другие праздники и посты, установленные Церковью — и самым главным из христианских праздников является «праздников Праздник и Торжество торжеств» — Светлое Воскресение Христово, называемое Святой Пасхой, которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния в период от 4 апреля до 8 мая.

С одной стороны праздник — дата в календаре, а с другой — историческое событие из жизни Церкви, связанное со спасением человеческой души. Приведем некоторые размышления митрополита Антония Сурожского о смысле православного праздника: «Русское слово праздник происходит от слова праздно, то есть без дела; …когда сердце так переполнено радостью, что нет места для обыденных, земных забот; а бывают дни, которые так полны горя, что нам и дела нет до земных занятий. Таковым могло бы, должно бы быть восприятие праздника у христианина. Праздник — время, когда мы участвуем в событии, которое имеет корни в вечности, в Боге, в самой Божией вечности, и потому остается современным изо дня в день, из века в век, пока история мира не завершится»; «… смотря на праздники, мы видим их спасительное действие, видим, что они воздействуют на нас непосредственно: то, что когда-то случилось, есть не просто достопамятное событие, … а есть начало чего-то, что продолжается изо дня в день. Участие в церковных праздниках — не просто благочестивое упражнение и литургическое событие, но событие, которое через Литургию дает нам новое понимание значения праздника и делает нас участниками на еще более глубоком уровне того, что не только было, но есть. Необходимо, чтобы эти события нас преобразили, во-первых, участием в них; во-вторых — возрастанием в близости к ним, ибо без этого они останутся внешними фактами, чуждыми и не касающимися нас. Мы сами должны стать как бы среди них (участников событий), в непосредственной близости к ним, подобно толпам людей в прошлом». «Если мы хотим, чтобы события, означенные праздниками нас коснулись, нас изменили, преобразили, мы должны готовиться к каждому из них, мы должны глубоко вдуматься в свою жизнь и в данный праздник, и тогда, освобождая себя путем внимательной подготовки, направить все наши заботы и мысли на Господа, Богородицу и Божиих святых».

По степени торжественности церковной службы выделяют двенадцать праздников в течение года, установленных в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии, так называемые двунадесятые праздники:

  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (21 сентября н./ст.)
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря н./ст.)
  • Благовещение, то есть ангельское возвещение Пресвятой деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия — 25 марта (7 апреля н./ст.)
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января н./ст.)
  • Сретение Господне — 2 февраля (15 февраля н./ст.)
  • Крещение Господне (Богоявление) — 6 января (19 января н./ст.)
  • Преображение Господне — 6 августа (19 августа н./ст.)
  • Вход   Господень   в   Иерусалим   (Вербное   Воскресение)   —   последнее воскресение перед Пасхой.
  • Вознесение Господне — в сороковой день после Пасхи.
  • Сошествие   Святого   Духа     на   апостолов   (Пятидесятница),     или День Святой Троицы — в пятидесятый день после Пасхи.
  • Воздвижение Креста Господня — 14 сентября (27 сентября н./ст.)
  • Успение Божией Матери — 15 августа (28 августа н./ст.)

 

Из других праздников наиболее чтимые, так называемые великие:

  • Обрезание Господне — 1 января (14 января н./ст.)
  • Покров Божией Матери — 1 октября (14 октября н./ст.)
  • Рождество Иоанна Крестителя — 24 июня (7 июля н./ст.)
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя — 29 августа (11 сентября н./ст.)
  • Св. первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля н./ст.)

Престольный праздник чтится наравне с великими праздниками.

Множество праздников связаны с именами святых, в честь Богородицы, ради Ее чудотворных икон. Для каждого праздника написаны свои песнопения, среди них главные — тропарь и кондак. Они передают в сжатом виде смысл празднуемого события.

Именины

Каждый православный христианин носит имя какого-либо святого, который становится его небесным покровителем и заступником. Днем именин считается день памяти святого, совпадающий с днем рождения или следующий сразу за ним.

Освящение каждого дня происходит следующими средствами:

— молитва — это общение с Богом, а не только обращение к Нему с просьбой или покаянием. В течение суток есть особые часы, которые христианин должен посвящать молитве. Это утро и вечер. Церковь выделила их для молитвы не случайно. Ранним утром, когда ум еще не занят суетой и житейскими заботами, легче всего направить наши помыслы к Богу. Молитвой положено начало хорошему дню — мы сами приходим в благочестивое состояние духа, и Бог подает нам по нашим просьбам успех в добрых делах.

Вечерние молитвы позволяют отрешиться от мирских дел, попросить у Бога, чтобы Он сотворил наступающую ночь тихой и безмятежной, чтобы она дала силы для предстоящих завтра трудов. Состав утренних и вечерних молитв можно найти в любом молитвослове. Они составлены святыми людьми и проникнуты духом их подвижнической жизни, целиком посвященной Христу.

     — чтение Евангелия

«Евангелие сверхразумно и сверхъестественно, оно от начала и до конца полно чудес и само является чудом». — епископ Иларион (Алфеев).

Читать Евангелие следует ежедневно по одной главе, или утром по православному календарю. Читать и слушать Евангелие следует с особым вниманием, как бы Самого Господа, наставляющего нас.

В Православной Церкви принято освящение различных вещей, необходимых человеку для жизни. В первую очередь — это хлеб и вода.

   — просфору и святую воду принимают натощак утром с молитвой как святыню. Это делают обычно после утреннего правила. На молитве освящается ум, прежде всяких дел, обратившийся к Богу, просфорой же и святой водой кладется начало еде и питию.

По месту жительства христианин может составить домашний иконостас — в иконостасе могут быть: образа Спасителя и Божией Матери; иконы Троицы и Ангела Хранителя; Ваш небесный покровитель и небесные покровители членов семьи. Также в доме могут стоять любые праздничные иконы, иконы в честь престолов храма, который Вы посещаете. Здесь могут быть любимые вами иконы Божией Матери: Казанская, Владимирская, Иверская…

Расположить иконостас нужно в углу, который направлен на восток или на восточной стене, или, в крайнем случае, — на стене, которая обращена к ближайшему храму. Сначала установите икону Спасителя, справа от Него — (от зрителя — слева) любой образ Божией Матери.

Во время молитв, праздников зажигают перед иконами лампаду или свечи.

Через освящение квартиры, дома, машины — мы призываем на них Благодать Божию, таким образом, показывая Господу, что мы хотели бы видеть, ощущать Его присутствие в нашем доме, наших вещах и, таким образом, в нашей жизни.

 

Посты установлены Церковью, как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Время поста дано для того, чтобы решительно оставить все дурные привычки и страсти: гневливость, вражду. Надо удалиться от рассеянной, веселой жизни, игр, развлечений. Не читать развлекательных книг или смотреть телепередачи, которые возбуждают в душе нечистые мысли и желания. Необходимо воздержаться от вкушения мяса, молока, яиц, следует ограничиться постной пищей (растительной, и когда дозволено — рыбой), употребляя эту пищу умеренно. Также воздерживаются от супружеских отношений (по обоюдному согласию). Посты делятся на однодневные и многодневные.

Многодневные посты, установленные Церковью:

  1. Великий пост, или Святая Четыредесятница перед Пасхой.

Продолжается 7 недель: 6 недель самый пост и седьмая неделя Страстная в воспоминание страданий Христа Спасителя.

  1. Рождественский пост перед праздником Рождества Христова. Начинается   с   27   ноября   н./ст.,   со   дня   св.   апостола   Филиппа,   почему и называется «Филипповым постом» (40 дней).
  2. Успенский пост перед праздником Успения Божией матери. Продолжается две недели с 14 августа по 27 августа н./ст. включительно.
  3. Апостольский, или Петров пост перед праздником св. апостолов Петра и Павла.

Начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 12 июля н./ст. Продолжительность — от 6 недель до 1 недели и 1 дня.

Однодневные посты:

  1. В Сочельник — день перед Рождеством Христовым — 6 января н./ст. Особо строгий пост — обычай не есть до появления первой звезды.
  2. В Сочельник — перед Крещением Господним — 18 января н./ст.
  3. В день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи — 11 сентября н./ст.
  4. В день Воздвижения Креста Господня, в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа — 27 сентября н./ст.
  5. Среда и пятница каждой недели.

Среда — в воспоминание предательства Спасителя Иудой, а пятница — в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас.

Поста в среду и пятницу нет только в так называемые сплошные седмицы: в Пасхальную неделю, в святки (от Рождества Христова до Крещения), в неделю Троицкую (от праздника Святой Троицы до начала Петрова поста), в неделю Сырную или масленицу — перед началом Великого Поста, когда разрешается только сыр, молоко и яйца.

Леность и уклонение от работы в будние дни является таким же нарушением четвертой заповеди, как и работа в праздничные дни. Прекращение работы в праздничные дни, однако проведение их в развлечениях и играх, разгуле и пьянстве является нарушением заповеди. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, то есть накануне праздничного дня, когда мы должны быть на всенощной службе (у православных христиан праздник начинается с вечера, когда служится всенощная).

Ответы на интересующие Вас вопросы вы можете получить на сайте  www.hristianstvo.ru  в разделах Православное вероучение, Азы православного вероучения, Азбука веры. Православное общество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *