История

ХРАМ

Основание села на Оке предание связывает с переселением сюда новгородцев великим князем Иоанном. Исстари Дединово было дворцовой рыболоветской вотчиной. В семнадцатом веке здесь находилась верфь, где строились суда для гаштинского посольства в Персию, а в 1669 году был спущен на воду первенец русского военного флота корабль «Орел». Верфь использовалась и Петром, неоднократно посещавшим Дединово. В 1762 году село было передано графу М.Л. Измайлову, в роду которого находилось до 1830-х годов. В 1836-1861 годах Дединово принадлежало Толстым.

Деревянный трехпрестольный храм впервые упоминается в 1647 году. В нескольких метрах от прежней церкви в 1697-1700 годах на средства дединовского купца Никиты Федоровича Шустова был возведен каменный храм во имя Святой Троицы с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Его строила артель каменщиков, работавшая несколькими годами ранее в Солотчинском монастыре. Маркел Степанов из того же монастыря богато украсил храм белокаменной резьбой. Изображенные на колокольне единорог и лев указывают на то, что Дединово было государевым селом. Кроме того, церковь была украшена наружной декоративной росписью. Синтез архитектуры, пластического искусства и живописи позволяет рассматривать церковь как уникальное художественное произведение.

В 1808 году к церкви пристроили южный придел во имя святителя Николая. У его алтаря похоронен иерей Феодор Григорьевич Пустынский, чьими трудами и построен придел.

В советское время храм закрыли. Последним священником был свмч. Константин Немешаев. В октябре 1937 года он был арестован и 21 ноября 1937 года расстрелян на полигоне в Бутово.

После долгих лет запустения храм в крайне разрушенном состоянии был передан общине верующих.

С 1989 года началась реставрация. За это время покрыты почти все купола храма, восстановлена кровля. Восстановлены оконные рамы и решетки, отопление и т.д. Полностью отреставрирован южный придел. При реставрационных работах обязательно учитывается значимость храма как памятника архитектуры и поэтому всегда присутствует стремление реставраторов вернуть храму его первоначальную красоту. При храме есть сторожка, которая тоже полностью отремонтирована стараниями прихожан. Благоустроена территория вокруг храма.

Прихожане храма, в основном, жители села, т.к. река делает село несколько закрытым для приезжих.

В праздничных богослужениях принимает участие хор, организованный из молодых прихожан храма.

Сегодня жизнь прихода тесно связана с жизнью села. Сотрудничество церкви и школы позволяет проводить регулярные занятия со школьниками по «Основам православной культуры». Педагогический коллектив школы и детского сада хорошие помощники в проведении детских православных праздников на Рождество и Пасху. Благодаря помощи специалистов Дома культуры стала возможна постановка небольших спектаклей и концертов на Рождество и Пасху.

При больнице села живут инвалиды находящиеся на социальном попечении. Сотрудничество врачей и прихода дает возможность общения их со священником, регулярного причащения и соборования.

Продолжается реставрация.

Состав причта приходов Рязанской епархии 1873–1894 годы. Часть 3-я (Д-Е)

М.Б.Оленев

 

Дединово Зарайского уезда

Александро–Невская кладбищенская церковь

Священники

1885–1894 – Троицын Стефан Евфимиев

Штатные диаконы

1892–1894 – Беляев Алексий

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1885–1892 – Ильинский Николай
1885–1886 – Поляков Феофилакт
До 1886 – Житов Иоанн
1886 – Новиков Георгий
1886–1889 – Муретов Иоанн
Уп. 1889 – Фортунин Николай Алексиев
До 1894 – Липин Феодор

1894 – Катинский Феодор

Воскресенская церковь

По штату 1873 года в причте положены 2 священника и 2 псаломщика.

Священники

1–я вакансия
1873–1877 – Смирнов Василий Иоаннов †1877 (по штату 1873 – настоятель прихода)
1877–1894 – Смирнов Илия Иоаннов (по штату 1873 – помощник настоятеля)
2–я вакансия

1873–1894 – Вяземский Терентий Васильев

Штатные диаконы

1885–1894 – Проходцев Евфимий

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1–я вакансия
1873–1885 – Проходцев Евфимий, диакон (по штату 1873 – штатный)
2–я вакансия

1873–1885 – Волынский Иоанн, причетник (по штату 1873 – штатный)

Сверх штата

1873–1885 – Воскресенский Петр †1885, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)
Уп. 1873 – Быстров Михаил, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)

Уп. 1885 – Орлов Феодор, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный)

Троицкая церковь

По штату 1873 года в причте положены 2 священника и 2 псаломщика.

Священники

1–я вакансия
1873–1884 – Пустынский Арсений Феодоров †1884 (по штату 1873 – настоятель прихода)
1884–1889 – Дунаев Александр
1889–1890 – Дунаев Иоанн Никитин
1890–1894 – Яблонев (Яблоков) Симеон
2–я вакансия

1873–1894 – Кикин Иоанн Иаковлев (по штату 1873 – помощник настоятеля)

Штатные диаконы

1885–1894 – Голицын (Галицын, Горлицын) Александр

Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)

1–я вакансия
1873–1884 – Рождественский Василий †1884, диакон (по штату 1873 – штатный)
2–я вакансия

1873–1878 – Беляев Никандр †1878 [10], причетник, диакон (1877) (по штату 1873 – штатный)

Сверх штата

1873–1894 – Фелонин Александр †1894, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)
1873–1894 – Колосов (Колоссов) Герасим, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный)

Уп. 1873 – Орлов Петр, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный)

Дединовские школы

во второй половине XIX – начале XX  вв.

В истории народного образования нашей страны период второй половины  XIX – начала XX вв. занимает особое место. Он был отмечен зарождением новых направлений и форм просветительской деятельности , широким участием в ней демократической общественности, массовым повсеместным открытием при поддержке  земств крестьянских школ. По существу в это время  во многих волостях были заложены начала    ( а порой и основы) локальных образовательных пространств, решающую роль в  становлении  которых  сыграли местные сельские сообщества, показав , что значительный прогресс в развитии  образования достигается  тогда, когда  школьное дело по-настоящему является предметом народной заботы. Одним из мест России, где  усилиями крестьянской общины и отдельных ее представителей  была создана целая сеть учебных заведений и реализованы лучшие  принципы народной школы ,  с полным основанием  может считаться  село Дединово  Зарайского уезда Рязанской губернии.

Поворотным моментом,  открывшим возможности для улучшения крестьянской жизни, устранившим самые серьезные препятствия, «сдерживавшие  русский народ на пути развития», стала отмена крепостного права, которая была воспринята местным крестьянским миром как великое событие. На многие годы дединовцы сохранили чувство признательности императору-освободителю. Они бережно хранили портреты Александра  II, посвящали ему и великой реформе  свои достижения и благородные поступки. В честь святого покровителя государя в пореформенный период сооружаются  последние храмовые постройки села – колокольня Александра Невского  Казанской церкви,  церковь Александра Невского на новом кладбище. В  1913 г. в центре Дединова на средства его жителей был установлен памятник Александру II  с характерной надписью « Царю Освободителю от благодарных дединовцев».

Обретенная свобода  существенно изменила  умонастроения дединовского сообщества, ставшего после столетия барской власти  хозяйкой собственной судьбы. Вместе с волей к жителям вернулся утраченный  в прежние годы интерес к обустройству сельского бытия. И самые значительные успехи были достигнуты в деле народного образования.

Следует отметить, что преимущественно  торгово-промышленное население Дединова во все времена испытывало «насущную потребность» в грамотности, однако до середины  XIX в. обучением детей занимались кустарно на дому  «мастеры» из числа мужчин, не  способных к физическому труду,   и вековые  девы. Первая школа для мальчиков открылась только в 1854 году в  каменном здании, специально построенном для  этих целей помещиком графом А.Д.Толстым.  Дом и землю  он  и в дальнейшем его наследники  предоставляли  крестьянам бесплатно. Финансирование школы взяло на себя сельское общество, которое  отпускало  на ее содержание по 600 рублей ежегодно. Из  этой суммы учителя получали по 200 рублей, законоучитель – 60 рублей, а остальные деньги тратились на ремонт здания, отопление и освещение. Вполне очевидно, что, открывая школу, и  барин, и крестьянский мир преследовали  достаточно скромные цели частичного преодоления неграмотности.

После реформы  1861 года  инициатива в постановке и решении проблем организации обучения и воспитания детей полностью перешла к сельскому обществу, которое  не только оказалось в состоянии  провести  в волости  существенные  культурные преобразования, но и ,   начав с массового распространения элементарной грамотности,  сумело подняться  до понимания  значимости качественного начального и  среднего образования,  воплотив это понимание в реальные дела.  К счастью, для осуществления постоянно  усложнявшихся проектов оно  располагало достаточными суммами мирских денег   и имело немало состоятельных людей, готовых  без уговоров и принуждения заниматься благотворительностью, бескорыстно  вкладывать  средства в народное образование.

Именно при финансовом содействии таких благотворителей во второй половине  XIX в. село обрело женские  школы.  В 1869 году на церковной земле приняло первых учениц одноклассное женское училище. На возведение  здания, в котором оно разместилось,  2500 рублей пожертвовали П.Третьяков и  К.Боровков.   Вскоре выяснилось, что девочек, изъявивших желание обучиться грамоте, слишком много, поэтому К.Боровков и П.Третьяков  выделили  еще 12000 рублей, на которые к 1873 г.было построено   здание для двухклассного женского образцового училища, открывшегося в 1874 году.

В Троицком приходе за создание  «правильно организованной» школы взялся диакон одноименной церкви В.Рождественский. Первоначально он проводил уроки у себя дома, затем  перебрался в одну из церковных построек, где учительствовал  до тех, пока  болезнь не принудила его оставить  это занятие. В сложившейся ситуации приходская община добилась  открытия в 1878 году земской школы, преобразованной в 1881 году в  мужское одноклассное образцовое училище Министерства просвещения. В 1890 году  крестьянином М.Миляковым для училища  за 5000 рублей было возведено новое здание. Самого  М.Милякова  сельское общество избрало  почетным блюстителем училища.

В 1876 году  состоялась реорганизация  самой первой школы. Она получила статус двухклассного образцового училища Министерства образования с  тремя классами: «приготовительным, первым и вторым». В  90-е гг.  XIX в. сельское общество произвело  существенную реконструкцию школьного здания: был пристроен дополнительный корпус и второй этаж. Учебные занятия проходили на  первом этаже, а наверху проживали учителя.  За особенности своей внешней отделки училище было прозвано Белой школой.

Всего к началу прошлого века  в Дединове  насчитывалось  шесть училищ, являвшихся , по общему мнению, «лучшим украшением» села: мужское двухклассное образцовое училище , женское  двухклассное образцовое училище, мужское одноклассное Троицкое училище, женское одноклассное Троицкое училище, женское земско-общественное училище, смешанная церковно-приходская школа.  Они позволили охватить начальным образованием в волости всех детей, кроме «идиотов» и  крайне бедных, в результате чего доля грамотных среди детей школьного возраста  составила 95%.

Средства на содержание школ поступали из разных источников. Мужское  двухклассное училище почти полностью  финансировалось из мирских  денег. Здесь же за обучение детей, не приписанных  к сельскому обществу,  согласно инструкции взималась плата. В 1894 г., например, ее величина  составляла 3 рубля в год с человека, но при этом  заведомо бедные от расходов освобождались. В общей сумме   средств на содержание данного учебного заведения размеры поступлений от родительской платы были незначительны: в том же 1894 г. они равнялись  3,7%.

Женское двухклассное училище получало  деньги в основном от государственного казначейства. До трети необходимых средств поступало от благотворителей. Кроме того, училище располагало «капиталом», образовавшимся  при его основании  за счет пожертвований К.Боровкова и П.Третьякова, доходы от которого отчислялись заведению  непосредственно из волостного правления  по доверенности.

Государственное казначейство покрывало  примерно 30% расходов на содержание мужского одноклассного училища. Остальные  средства выделялись из волостных сумм.

В финансировании женского одноклассного училища  принимало участие земство и сельское общество. Со всех учениц, за исключением крайне бедных,  уездная земская управа взимала  по  50 копеек ежегодно на  приобретение учебников и учебных пособий. Как и  двухклассное женское училище, эта школа пользовалась процентами от пожертвованного ей К.Боровковым  и П.Третьяковым  «капитала».

Большая часть поступивших средств  тратилась на зарплату педагогическим работникам, размер которой у учителей в конце XIX в. находился в пределах 250-350 рублей в год. Заработок законоучителей был в 3-5 раз меньше, хотя они нередко заведовали училищами.

В целом священники села внесли большой вклад в  развитие образования и культуры волости.  Так, священник храма Живоначальной Троицы С.М.Яблонев  явился одним из организаторов статистического дела и первой всероссийской переписи в волости, за что получил медаль. Под его руководством проходили  публичные народные чтения и  действовала бесплатная библиотека с книжным складом, созданная им для населения села по поручению попечителя Московского учебного округа с разрешения рязанского губернатора. В  1898 г. Яблонев С.М. был отмечен благодарностью   «за особые труды и заслуги  по благоустройству женского отделения» при мужском одноклассном училище.

Финансово-хозяйственной деятельностью в учебных заведениях занимались попечители из  числа  местных крестьян. Они избирались на эту должность сельским обществом. Попечитель двухклассного женского училища  после выборов еще и утверждался губернатором, так как его работа была связана с расходованием государственных денег. Попечители выступали посредниками между крестьянским миром и  школой. На них возлагалась ответственность  за ремонт, отопление, освещение школ,  наем и качественную работу  прислуги, приобретение  всего необходимого для учебно-воспитательного процесса.  Им на руки  и  выдавались деньги на содержание училищ. Сельская община обыкновенно доверяла попечительство кому-то из видных благотворителей. Не каждый из них, в том числе, к примеру, и упомянутый М.Миляков, учился в школе, но абсолютно все   они знали  цену образованию и  оказывали всемерную поддержку училищам вне  зависимости от того, посещали или нет учебные заведения их собственные дети либо чада  ближней или дальней родни.

Вообще же состоятельные дединовцы выступали своего рода гарантами соблюдения православных общинных представлений о социальной справедливости. Из их пожертвований складывался неприкосновенный капитал церковно-приходского попечительства, а также другие  мирские суммы, предназначенные для  оказания помощи бедным односельчанам. На эти средства содержались богадельни, из них производились раздачи денег к праздникам, выплачивались ежемесячные пособия, оказывалось «вспомоществование» детям, обучавшимся в училищах.

Принятие решений о дальнейшем развитии местной системы народного образования в начале XX в. было сопряжено с определенными трудностями. Во-первых, в сообществе  продолжали существовать консервативные настроения: часть жителей считала излишеством  освоение  каких-то программ сверх простого обучения чтению, письму и счету, а в качестве  образцовых учебных пособий желала видеть Псалтырь, Часослов и Азбуку. Во-вторых, жизнь абсолютного большинства дединовцев была связана  с отхожим промыслом. Отсюда   при  3 тысячах мужских душ на заработки ежегодно отправлялось более 2 тысяч человек. Как правило, с 10 -12 лет  мальчиков устраивали на работу в  лавки, трактиры, рестораны, буфеты и т.п. На это обстоятельство обычно и  ориентировались родители  при планировании продолжительности обучения в школе.

И все же  деятельность школ, распространение грамотности  сильно изменили как культурную жизнь села, так и  систему духовных ценностей его жителей.

Выпускники училищ, свидетельствуют документы тех  лет, имели «основательные знания и стремления» к их усовершенствованию. Их отличало от прочих односельчан «критическое отношение к явлениям природы и общественной жизни», большая любознательность. Они «благотворно влияли на малых детей, показывая примеры доброй жизни».

Любимым  способом «приятного времяпрепровождения» в селе сделалось чтение.  И хотя потребность в нем удовлетворялась в значительной степени  лубочною литературой, некоторыми газетами и приобретенными по случаю книгами, стараниями учительства  крестьяне  все более приобщались к чтению  серьезных газет и журналов, произведений классической литературы. К середине 90-х гг. XIX в. до 95 экземпляров выросло количество выписываемых дединовцами периодических изданий. Из газет  наибольшим спросом пользовались  «Русские ведомости» и «Русский листок»,    среди журналов – «Нива», «Родина», «Сельский вестник».

Летом 1894 года сельское общество составило приговор о желании открыть бесплатную народную библиотеку с ассигнованием на нее по 50 рублей в год, избрало «членов  библиотеки», а также выработало правила на основе рекомендаций  Санкт-Петербургского комитета грамотности. Осенью того же года  прошение об открытии библиотеки  было направлено рязанскому губернатору.

Свои библиотеки имели двухклассные  училища. Они составлялись на  средства сельского общества, почетных блюстителей, частных лиц и Министерства народного просвещения. Для библиотек выписывались  некоторые периодические издания: журналы «Мир Божий», «Русский паломник», «Журнал плодоводства» -для женского,  «Русский вестник», «Детский отдых» -для мужского училища. Пользоваться услугами библиотек могли только ученики  и выпускники школ.

В жизни села неуклонно возрастала роль местной  интеллигенции, костяк которой составили школьные педагоги.  Специфика их положения определялась  тем, что они несли прежде всего ответственность не перед  чиновниками  от образования , а  перед местным сообществом, которое ,по словам К.Д.Ушинского,  в школах, устроенных  «по собственному желанию и на свои деньги,  видит  … свои школы  и хочет видеть в них учителями таких лиц, которые бы от него зависели, исполняли бы безоговорочно свою учительскую обязанность, не по прихоти или из милости, а по договору, и оставляли бы школу, если не хотят делать дела, за которое взялись».

Такое отношение общины к подбору педагогических кадров привело к закреплению в школах  прекрасных, хорошо подготовленных специалистов, которые не ограничивались  урокодательством, считая  учительским долгом всемерное содействие культурному развитию  всего населения Дединова.  По сей день  народная память хранит имена Петра Семеновича Голубева, Николая Семеновича Голубева, Петра Петровича Чистосердова, Николая Петровича Чистосердова, Ивана Ивановича Логинова, Николая Александровича Миронова, Антонины Алексеевны Олоновской, Ксении Яковлевны  Есиной  и др. По признанию сельских жителей, педагоги дореволюционного времени «вышли за рамки своих школьных и домашних  обязанностей и пошли в народ. П.П.Чистосердов создал замечательный хор. Его сын  Н.П.Чистосердов унаследовал дело отца и как большой знаток музыкальной культуры  старался знакомить любителей хорового пения с классикой жанра — произведениями  Чайковского, Архангельского. Баратынского и др., а также образцовым исполнением этих произведений в соборах губернских городов.

Большое влияние на  формирование читательских интересов дединовских школьников оказала  книга для чтения в классе и дома «Родник», составленная  Н.А. Мироновым. Она была удостоена премии (высшего размера) имени Ф.Е.Езерского, выдержала не одно издание и очень нравилась учителям и учащимся.

У истоков здешнего самодеятельного драматического театра стояли И.И.Логинов и П.С.Голубев. Логинов И.И. великолепно  читал и режиссировал пьесы. Голубев П.С. писал декорации, делал эскизы костюмов, гримировал участников спектаклей, главные роли в которых исполняли учителя. Постановки по пьесам  М.Горького, А. Островского, А.Чехова проходили с неизменным успехом, а подготовка  к спектаклям  превращалась в форму организации полезного досуга  сельской молодежи с играми, пением, беседами.

По существу ни одно  мало-мальски значимое культурное начинание  или мероприятие  не обходились без активного участия  учителей . С их инициативами и трудом связано развитие местного краеведения, любительской живописи, фотографии, деятельность струнного и духового  оркестров.

При несхожести характеров и судеб всех педагогов роднило одно: они любили детей и село, где им довелось служить людям, ценили его прошлое и настоящее, с глубоким уважением относились к  жителям села,- и те отвечали взаимностью.  «Когда  вспоминаешь этих дорогих нам людей, кто нас учил,- пишет один школьников тех лет Е.А.Олоновский,- то светлая память о них не может не помянута самым добрым словом». Эти «благородные люди» заложили в Дединове  добрые  традиции обучения и воспитания, которые  в дальнейшем были восприняты педагогами советской школы.

На рубеже XIX-XX вв.  со всей очевидностью обозначился перелом в отношении дединовцев к перспективам обучения своих детей. Статистические материалы за 1894 г., например, показывают, что все выпускники двухклассного мужского училища и  отдельные выпускницы двухклассного женского училища изъявили желание продолжить обучение в учебных заведениях более высокой ступени. Потребность  в подобного рода заведениях заставила сельское  общество  открыть в 1908 г.  городское четырехклассное училище. По окончании его  можно было поступить в низшие профессиональные школы, на педагогические курсы и в  учительские институты, а также устроиться на  работу в начальную школу, в различные торговые и другие учреждения.

Кочетков С.А. Люди и памятники.

Архитектурный облик и территориальная структура   Дединова  имеет  ряд обусловленных историческими и природно-географическими  факторами особенностей,  отличающих  его от  традиционных  русских сельских поселений. Дефицит  участков, не затапливаемых  в период весеннего половодья, обусловил очаговый  характер освоения здешнего   побережья Оки,  исходную  дробную  структуру  села и отсутствие главной улицы.  Первоначально  здесь сложилось два  главных центра: Соборная  и Базарная площади в средней части нынешнего населённого пункта и район верфи. Вокруг них  располагались небольшие  деревеньки, частями села считались также отстоящие на  достаточно значительном расстоянии  присёлок Клин, деревня Рог. Эти  острова и островки  дворов и общественных построек  села  в старину разделялись  бохотами (бухтами) – рукотворными каналами, топями и неосвоенными низинами. Постепенно в процессе застройки все части села соединились, и сегодня Дединово  протянулось  на 7 км вдоль Оки.  В первой четверти  XIX в.  по воле помещика Измайлова Л.Д. возник  третий центр – Львова слобода на  правом  берегу Оки, куда были  перемещены крестьяне из присёлка Клин. После этого Дединово стало одним из немногих  сёл Центральной России, расположенных на обоих берегах  крупной реки, а Ока сделалась его  своеобразным центральным проспектом. Так как  дединовцы довольно поздно стали крепостными, а помещики не избрали его для своего постоянного проживания, то   помещичий двор возник довольно  поздно и был  достаточно скромен, хотя включал оранжерею, сад, облагороженный пруд.

Сообразно порядку  заселения в Дединове  сложилось  три прихода – Петропавловский, Троицкий и Казанский.  Отличаясь  безусловной ментальной общностью,  жители всегда сохраняли и ныне сохраняют  чувство  приходской принадлежности. Во все времена  существовало соперничество  приходов в решении их   значимых  проблем, обустройстве  жизни  приходских сообществ,  в процессе которого  большие силы и средства вкладывались в возведение соответствующих  их представлениям  храмов, богаделен, школ и т.д.   Некоторые из  этих построек дошли до нашего времени и по праву считаются   частичкой  историко-культурного наследия  нашей страны, а  сохранившаяся информация об утраченных по разным причинам памятниках  помогает  лучше понять и оценить  прошлое  края.

Несомненно, главными памятниками  Дединова  являются  его храмы. Их количество и внутренняя  структура на протяжении пятивековой истории села менялись. К  началу XXI века осталось 4  церкви:  Троицкая, Воскресенская, именуемая в быту Петропавловской, Богорождественская и Казанская. В Троицком храме  ныне ведётся постоянная служба.

Первые упоминания о дединовских храмах  относятся к  XVII веку.  В переписной   книге 1646 года  указаны  лишь их названия с перечислением приделов.[1] Переписная книга  70-х годов XVII  в. даёт  лаконичную характеристику  облика церквей:  «Село Дединово на берегу Оки, а в ней церковь Воскресения Христова да в пределе святых верховных апостолов Петра и Павла каменная о пяти главах. Да подле тое церкви другая церковь Рождества Пресвятой Богородицы клецки о пяти главах …  В селе Дединове за ручьём вниз по Оке-реке церковь Живоначальной Троицы деревянная клецки о  пяти главах. Другая церковь деревянная клецки с трапезою святых апостолов Петра и Павла …»[2]. Ни один из храмов в упомянутом виде до наших дней не  дожил: первые три были в разные времена  заменены новыми, а церковь Петра и Павла в нижней части села  вовсе исчезла.

Несмотря на  самостоятельность и самоценность каждого из приходов Дединова его историческим  центром была и остаётся  Соборная площадь. Архитектурный комплекс площади  был образован   тремя основными  храмовыми зданиями:  летней Воскресенской церковью,  зимней  церковью Рождества Пресвятой Богородицы и  отдельно стоявшей Петропавловской колокольней.

Колокольня, просуществовавшая до  50-х годов  XX  века, была  самой древней храмовой постройкой Дединова. По  преданию, она была возведена после  взятия Казани по воле  царя Ивана Грозного, который  повелел  отметить  храмовыми зданиями в шатровом стиле все населённые пункты, жители которых внесли  существенный вклад в достижение  этой победы. Дединовцы заслужили царскую милость за  транспортное обеспечение перевозок войск, продовольствия, снаряжения и т.д.

Краевед Мельников П.А. не без оснований  считал  колокольню  башней —  опорой возводившихся в  XVI веке  оборонительных сооружений, предназначенных для отражения татарских набегов. [3]  Выдвигая версию, краевед  указывал на  сходство  колокольни  с традиционными русскими башнями. Однако  комиссия Союза архитекторов СССР, проводившая историко-архивные, библиографические и иные изыскания в связи с составлением генерального плана застройки Дединова, отнеслась  осторожно к предположениям Мельникова П.А. и не включила в историческую справку о селе данную информацию. Правда, на момент обследования колокольня уже была снесена и перестала существовать  как исторический памятник.

Между тем она и в самом деле имела особенности, характерные  для башен: глухой  нижний («подошвенный») ярус с арочным  проездом, закрывавшимся  с двух сторон воротами, второй и третий ярусы с узкими окнами бойничного типа, большой стенной проём с поднимавшимся вверх металлическим ставнем на втором ярусе, аналогичный тем, что делались для  вестовых и других пушек, караулку для дозора,  солнечные часы .  Солнечные часы  имели 17 делений по  максимальной продолжительности светлого времени дня в июне, числа  были обозначены буквенными выражениями в допетпровском стиле.  Вестовой колокол подвешивался в шатровый верхний ярус, который был   типичен для русских башен, служивших одновременно и культовыми постройками: в них  и размещались  иконы, и  проводились богослужения.

Напоминанием о далёком  боевом прошлом местного сообщества  является сочетание  престолов   церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Флора и Лавра  XVII  века. В  день святых мучеников Флора и Лавра  князь Дмитрий Донской получил благословение от преподобного Сергия Радонежского на битву с Мамаем, а  в праздник Рожества Пресвятой  Богородицы одержал победу на Куликовом поле.  С той  поры эти даты в сознании русских людей неразрывно связаны с  защитой Отечества, а почитание Флора  и Лавра как заступников  Русской земли получило большое распространение там, где борьба с врагом  велась с активным и значительным  привлечением крестьянства. [4]

 Долгое время не удавалось  определить возраст сохранившегося здания этой церкви. В разных публикациях  её относили и к XVI  и к  XVII  вв., а в статистических  епархиальных документах  он не указывался. Переписная книга  70-х гг. XVII в. помогает дать  ответ на этот вопрос: если на момент переписи здание церкви было деревянным, то  каменный храм не мог появиться раньше последней четверти  XVII в.

В начале XX в. Богорождественский храм  уже не имел старинных приделов. В 1906 году  его  престолами были:  главный – Рождества Пресвятой Богородицы, правый – Святых Трёх Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, левый – Святых бессеребренников и чудотворцев Козьмы и Дамиана. [5] Последний был устроен  в 1878 году на средства К.Боровкова.[6]

К.Боровков  оставил о себе добрую память. Вместе с П.Третьяковым  он пожертвовал деньги на открытие в 1869 году  одноклассного женского училища  на земле Воскресенской церкви.  Когда  стало ясно, что девочек, изъявивших желание получить начальное образование, оказалось слишком много, П.Третьяков и         К. Боровков выделили ещё 12000 рублей, на которые в 1873 году  было  построено здание двухклассного образцового  женского училища. Пожертвованные благотворителями средства позволили частично  содержать данные училища.  К.И.Боровков  стал инициатором   создания нового приходского кладбища в  2 км от села, поскольку на старом около Воскресенского храма уже не оставалось места для захоронений. Его  пришлось насыпать на болотистом низменном участке  поймы.  Землю  завозили всем миром, распределив  обязанности между  приходскими дворами. Стараниями К.И.Боровкова на новом кладбище в 1883-1885 гг. [7] была построена  церковь Александра Невского из белого камня в стиле  модерн с одним престолом. Однако  впоследствии храм и построенная  рядом  с ним  богадельня были  разобраны. Видимо, здания, возведённые на насыпном грунте в болотистом месте,  начали разрушаться без вмешательства человека. Сам Боровков К.И. был похоронен у  входа в храм Александра Невского, надгробный памятник сохранился до  наших дней.

Нынешнее  здание  храма Воскресения Христова   было сооружено на месте разобранной обветшавшей церкви  в 1807-1817 гг. на средства  Якова Васильевича Кривоносова – петербургского купца, представителя старинного дединовского крестьянского рода.   Автором проекта был  видный архитектор Луиджи Руска.  В 1860 году храм расписали изнутри и снаружи. В начале  XX в. старые полы церкви, частично  чугунные, частично каменные, были заменены новыми из метлахской плитки, произведена реставрация икон и  внутренней росписи. Основными престолами  храма являлись: во имя Воскресения Христова, по правую сторону – святых апостолов Петра и Павла, по левую сторону – рождества святого Иоанна Предтечи.[8]

Воскресенском храм считался сборным, в  нём  хранилась  Смоленская икона Божьей Матери, считавшаяся спасительницей Дединова от эпидемии.  День этой иконы,  10 августа, превратился  фактически в общий для всех приходов престольный праздник, стал временем ежегодной  встречи земляков-дединовцев, проживавших в иных местах или пребывавших в отходе.  Главным  традиционным событием  этого дня был  сельский крестный ход, продолжавшийся с  утра до  вечера. Смоленскую несли  представители самых богатых дединовских семей, имевших «дела»  в Петербурге, Москве и других городах,  по 12 человек на специально сделанном деревянном станке. «Богоносцы»   одевались в соответствии с разработанным ритуалом в подпоясанные  ситцевые белые рубашки в чёрный горошек, обувались в  лакированные сапоги.   Начинался крестный ход от Воскресенской церкви, огромная масса  людей с хоругвями и иконами под колокольный звон  двигалась медленно, с остановками  в сторону  Троицкой церкви. Торжественная встреча  крестного хода жителями  нижней части села происходила на реке Ройке[9], отсюда процессия следовала по  Троицкому приходу, затем, обогнув село с верхней части,  крестный ход уже с западной стороны возвращался к Воскресенскому храму.

При закрытии  церкви  святыню  забрали прихожане, и она некоторое время находилась  в Дединове. Затем следы её затерялись, хотя не исключено, что в восстановленный храм Воскресения Христова икона  всё же возвратится.

У апсиды Воскресенского  храма  был похоронен  помещик     Измайлов Л.Д., над  могилой которого возвышался мраморный памятник с  фигурой ангела. Граф Измайлов Л.Д. прославился и как организатор и руководитель Рязанского ополчения в войне с Наполеоном, и как  крепостник, отстранённый за жестокое отношение к дворовым людям и порочный образ жизни от управления своими  поместьями. В Дединове он бывал наездами, дединовцев  опасался и даже одно время подозревал их в намерениях  убить его. При  довольно странных обстоятельствах генерал Измайлов подписал необычное завещание: он оставил  Дединово  не ближайшим наследницам, а дальнему родственнику А.Д.Толстому  с условием, что если тот умрёт бездетным, всех крепостных отпустить на волю с землёй и другими угодьями. По его желанию местом захоронения  было избрано Дединово.

Судьба самого памятника  оказалась также неординарной. В революционную пору одновременно с памятником Александру II Освободителю, сооружённому на народные деньги в 1913 году, фигурка  ангела была сброшена с постамента и разбита.   Позже мраморный постамент приспособили под бюст И.В.Сталина, именем которого одно время назывался колхоз. Монументальный новодел  был установлен перед окнами  колхозной конторы,  в которой   теперь находится  Дединовский краеведческий  музей. Во время реконструкции  музея в 1996 году  постамент и надгробную плиту перенесли во  внутренний дворик. Жителям  улицы Тарусина  удалось сберечь  грудную часть фигуры ангела, ныне она  помещена  рядом с постаментом у музея.  Это стало  не восстановлением могилы  крепостника-помещика, как  пытаются преподнести  включение в композиционное оформление  интерьера краеведческого музея  деталей измайловского надгробия некоторые средства массовой информации, а  экспонирование  свидетельств  непростого  прошлого местного сообщества, напоминание о  цене и бесценности  свободы.

Решение Измайлова Л.Д. передать село  Толстым  благотворно отразилось дальнейшей  жизни дединовского сообщества. Первый из помещиков Толстых, Александр Дмитриевич, был «просвещённым, благородным и истинно добрым человеком». Он не отягощал крепостных своим присутствием, проживая постоянно в Москве, и много помогал крестьянам.

В значительной степени на  его средства в Дединове была построен храм Казанской иконы Божьей  Матери.  Первоначально  каменная  Казанская церковь с маковкой, колокольней и оградою   была возведена в 1719 году в присёлке Клин  напротив  Любичей в 5 километрах от Дединова.  Она имела два престола: во имя  Казанской  иконы Божьей Матери, другой — престол Иоанна Предтечи.[10]

В первой четверти XIX  в. помещик Л.Д.Измайлов  переселил   своих крепостных из Клина  в Дединово, но на правый  берег Оки  в Львову  Слободу. Церковь формально осталась без  прихожан, а священник был выведен за штат. Однако  служба в церкви продолжалась, её  посещали и считали своей многие любические жители, признавая  летнюю Казанскую  престольным праздником. Священник Дмитрий Алексеев  предпринимал  попытки  сохранить храм «навечно».[11]  Он пожертвовал  на его  содержание 6000 рублей  «собственного  своего капитала». Кроме того,   имелись доходы от  луговой церковной земли, ежедневного богослужения и от разведения хмелевых садов. По  прошению  Д.Алексеева в 1829 году Казанская церковь  была оставлена  на прежнем месте, но вечного её  существования там не состоялось, так как она позже была перенесена  в Львову Слободу. От  старого здания  храма ничего не сохранилось, кроме  воспоминаний да поддерживаемой  рыболовами-«очевидцами» легенды о том,  что  рано утром  21 июля «погрузившийся в Оку» образ церкви  появляется в виде отражения  на водной глади реки или даже слегка поднимается над  ней, как мираж.

Новое здание Казанского храма в стиле позднего ампира в Дединове [12] открылось в 1843 году.     В начале XX в.  храм имел  3 престола: главный-  во имя Казанской  иконы Божьей Матери, на  южной стороне — престол  Богоявления Господня, на северной – Всех  Святых.   В 1873 году  Павел Семёнович Копытин  пристроил  пятиярусную колокольню.  На  втором этаже колокольни он  создал  в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости императором Александром II  ещё одну церковь  во имя святого благоверного князя Александра Невского, которая была освящена  6 ноября 1873 года.

В 1854 году А.Д.Толстой  открыл  школу для крестьянских детей, которая стала первым  «правильно организованным»  учебным заведением в Дединове. Оно  разместилось в специально построенном для  этих целей  каменном здании.  Дом и землю  помещики   предоставляли  крестьянам бесплатно. Финансирование школы взяло на себя сельское общество, которое  отпускало  на ее содержание по 600 рублей ежегодно.  В 1876 году  состоялась реорганизация школы. Она получила статус двухклассного образцового училища Министерства образования[13] с  тремя классами: «приготовительным, первым и вторым». Со временем была произведена   существенная  реконструкцию школьного здания: был пристроен дополнительный корпус и второй этаж. Учебные занятия проходили на  первом этаже, а наверху проживали учителя.  За особенности своей внешней отделки училище было прозвано Белой школой. Сейчас она используется как административное здание. О  сельской  школе А.Д.Толстого напоминают  лишь особенности отделки  фасада восточной части первого этажа строения.

Последующие помещики Толстые  наибольшую известность как общественные деятели и благотворители получили в Херсонской губернии и Одессе, которую избрали местом постоянного  жительства. М.Д.Толстой с 1862 по 1871 гг.  был президентом Общества сельского хозяйства южной России. Толстой М.М.-старший  долгое время руководил управлением по театральному делу и  был 10 лет первым директором Одесского оперного театра. Толстой М.М. –младший состоял и активно работал во многих  благотворительных обществах Одессы, неоднократно избирался гласным

Одесской городской думы и  почётным мировым судьёй. Он сумел претворить в жизнь отцовскую идею создания в городе станции скорой помощи, был её учредителем и председателем. На  устройство и оборудование  станции  граф истратил 100 тыс. рублей, а затем 16 лет содержал ее на свои деньги, отпуская на нужды учреждения по 30 тыс. рублей  ежегодно. Толстой М.М.-младший явился  инициатором и  руководителем создания Одесской публичной библиотеки, с 1897 по 1919 гг. был ее попечителем, осуществлявшим непосредственное управление. 23 января 1909 г. был  избран Одесской городской думой  в почётные граждане Одессы.

Как свидетельство  уважительного  отношения жителей села к Толстым в Дединовском краеведческом музее  хранится искусно вырезанное из дерева блюдо с надписью «Его Сиятельству Графу Михаилу Михайловичу Толстому от благодарного общества крестьян Дединова». Причины благодарности кроются не только в истинно добром отношении  графа к дединовцам, но и в том, что  тот  оказал большую помощь в  улучшении  бытия местных  жителей.

Их управляющий Лавренко Иван Иванович проводил большую  работу по  окультуриванию  пойменных лугов, мелиоративные  мероприятия, сумел установить с  предприимчивыми и оборотистыми  дединовцами  Миляковыми, Обуховыми, Рюмиными и др. эффективные арендные отношения. Лавренко И.И.  был  организатором  Дединовской вольно-пожарной дружины, в  устройстве которой, оснащении  инвентарём и экипировкой принял самое   активное участие  помещик. Дружина располагала  своими обозами, лошадями,   специальными  помещениями, была устроена система  звукового оповещения местного населения о пожарах. К  противопожарной службе привлекались все жители села, обязанности которых строго расписывались. Большое внимание  уделялось парадно-ритуальной стороне дела: имелась форма, бархатное знамя вишнёвого цвета с золотой каймой и  кистями, Лавренко как главе дружины  полагались серебряные каска и  топорик,  регулярно проходили открытые учения,  ежегодно  летом в праздник пожарных проводились  торжественные смотры, завершавшиеся  обедом  в барском саду.[14]

Этого человека Толстой М.М. подобрал из студентов Петровско-Разумовской  земледельческой  академии. Став управляющим помещичьим хозяйством, Лавренко И.И.  в Дединове  жил как настоящий  барин, которому всегда было обеспечено  центральное место на  сельских мероприятиях, лучшая охота, право решающего голоса во многих вопросах. Он  занимал добротный каменный дом, который по сию пору в селе  именуют   Лавренковым домом. В нём теперь базируется контора  ООО «Агрофирмы «Дединово». Главной достопримечательностью  помещичьего  двора были   подобранные по масти пары породистых рысаков, содержавшихся в конюшнях за Лавренковым домом. Эти конюшни и каретный сарай  в советское  время  находились в пользовании   совхоза «Дединово». Затем они были проданы частным лицам. Переоборудование  здания под магазины привело к  значительной утрате оригинального облика памятника. Из комплекса хозяйственных строений барской усадьбы  почти не затронутым переделками  более позднего времени остался только амбар, остающийся  ныне в владении  ООО «Агрофирма «Дединово».

Благодаря содействию семьи  Толстых в Дединове  возникли два жизненно важных для общины объекта. На берегу  Оки  в районе  Соборной площади было построено  здание волостного правления, ставшее  центром общественной жизни села, и когда использовалось по прямому назначению,  и когда  в нём размещался  сельский клуб. Другим  объектом стал больничный комплекс, состоявший из  одной из самых благоустроенных на начало XX в. сельских больниц, дома врача, сторожки,  каретных сараев.[15]  По решению  дединовского общества лечебному заведению было присвоено  имя  Толстого М.М. Данный комплекс сохранился без существенных  изменений, и по-прежнему здесь ведут приём больных и лечат людей, а  дединовцы, как и раньше, добрым словом поминают  своего графа.

Самым  значительным памятником  истории и культуры, «выдающимся сооружением своего времени»,  является храм Живоначальной Троицы с приделом Успения Пресвятой Богородицы, который был  построен на средства  дединовцев Шустовых – известных российских предпринимателей  XVII  в., сыгравших заметную роль в экономической жизни страны.  Особенно значительных  успехов семья добилась в хлебной торговле. К началу  60-х гг. XVII в. Яков Шустов «с братьями и племянниками»   первенствовали на хлебном рынке Центральной России и Москвы. Родственники разных поколений постоянно поддерживали  друг друга, вели совместные дела, выступая единым торговым домом.  В 1675 г. братья Василий Фёдорович и Григорий Фёдорович  Шустовы были пожалованы в число гостей- высшей купеческой корпорации России того времени. Через несколько лет они добились того же звания для брата Никиты, который в отличие от братьев, переселившихся в Москву, оставался в отцовском  доме в Дединове. Самым значительным их предприятием стали  соляные промыслы Соли Камской. Появившись в Пермском крае в 1674/75 г.,  Василий и Григорий  Фёдоровичи сумели быстро и эффективно организовать и существенно в сравнительно короткий срок расширить своё производство на Ленвенских промыслах.  К середине  90-х гг. XVII в. Шустовы  ежегодно вываривали  до 2 млн. пудов соли, что привело к  заметному  снижению цен на соль на рынке страны.

К строительству храма Живоначальной Троицы купцы приступили в самый драматичный период своей   предпринимательской деятельности, когда против них  инициировал  судебную тяжбу   теснимый на соляном рынке удачливыми и оборотистыми братьями  конкурент – «хозяин Урала» Г.Д.Строганов. В 1695 году  он подал челобитную в Новгородский приказ с просьбой  «вернуть кровную землю по Ленве», якобы незаконно захваченную  Шустовыми. При этом истец ссылался на древние жалованные грамоты Ивана IV. Несмотря на протесты соликамцев, богатства и связи  Строганова позволили ему выиграть это «самое возмутительное из всех Строгановских судебных дел». Указом Петра I в 1697 г. Ленвенские промыслы  были присоединены к угодьям Г.Д.Строганова, а Шустовы привлекались к выплатам «за незаконное  владение землёй».

Троицкий  храм возводился с 1696 по 1700 гг. Заказывал и финансировал  строительство Никита Фёдорович  Шустов. Работы производились русскими мастерами, имена которых отчасти известны благодаря сохранившимся  некоторым расчётным документам.[16] Храм  был исполнен в  стиле  московского или нарышкинского барокко с великолепными  резными белокаменными украшениями снаружи и изнутри. Его построили в нескольких метрах от прежней деревянной  церкви, место которой обозначили каменным столбом. В 1808 году  был сооружён  Никольский придел, что повлекло за собой растёску южной стены трапезной и четверика храма.

Интересную форму имеют  кресты Троицкого храма.  В их нижней части  расположен  полумесяц, что стало предметом  споров о смысле данного символа. Одни считают, что этим подчёркнута роль христианства и, в первую очередь, православия в системе  мироздания, другие полагают, что это  знак победы, одержанной Россией в борьбе с притязаниями  мусульманского мира, третьи убеждены, что  в данном случае просто нашли воплощение вкусы заказчиков, которым понравилась такая форма крестов, увиденных в Москве. Напоминанием о посещении  храма Петром I, по существующему мнению, являются навершия крестов в  виде императорских корон. Попытка временно заменить  в ходе реставрационных работ  на куполах Троицкой церкви «родные» кресты на другие закончилась неудачей: во время грозы  главный инородный крест  сбила молния.

Любопытной особенностью Троицкого  храма является то, что он  имел наружную роспись  в виде  декоративных  орнаментов,  «шахмат» темперной краской прямо по красному  кирпичу, которая являлась как бы продолжением  белокаменного убранства церкви.  Фрагменты этой живописи обнаружились на северном и западном фасадах  четверика под крышей над трапезной и северным приделом, на втором ярусе колокольни под крышей над трапезной, верхнем откосе  западного  окна третьего яруса колокольни.[17]

За участие дединовцев в славных делах  Петра Великого  церковь отмечена  особой  гербовой композицией в память об Азовских походах. Спланированная  традиционным способом Азовская кампания 1695 года сложилась и для Петра I  и для  приокских жителей неудачно.  Мешала непогода и окские мели, изготовленные сплавные суда оказались  ненадёжны, давали  течи. Царь был  недоволен «глупыми кормщиками и  работниками». Для  второго Азовского похода в кратчайший срок  в Воронеже был построен флот. Среди мобилизованных на верфи 25 тысяч плотников и других работников трудились и дединовские судовые мастера,  двадцать из которых с жёнами и детьми были оставлены в Воронеже на вечное житьё.  Довольный и воодушевлённый одержанной  при решающей роли флота  победой Петр I  якобы  приказал поместить над западными воротами  строившегося каменного храма Живоначальной Троицы барельеф  льва и единорога, а также двуглавого орла под надвратной иконой.

Смысл данной  геральдической композиции  точно не установлен. Изображение орла или его фрагментов, как правило, является признаком того, что  она  была пожалована  лично великим государем. Если принять во внимание, что единорог был символом Приказа Большого дворца, а лев – царского дома Романовых, то, возможно, композиция свидетельствовала о статусе села Дединова – принадлежности его жителей к категории  государевых дворцовых людей.

Другим символом петровской эпохи был размещённый при  церкви образцовый струг, сделанный якобы  при личном  участии самого императора, как технологический эталон новоманерных судов для Оки и Москвы-реки.  В соответствии с царским указом его надлежало поставить в Дединове, чтобы  против этой коломенки «все вновь делали под наказанием и ссылкой вечной на галеры, если инако делать станут».[18]  По преданиям , струг  простоял у храма  до второй половины XIX в., но в пожар 1865 года обгорел, а его остатки, по разным сведениям, либо  сопрели, либо были растащены по дворам, либо  как безвозвратно утраченный царский подарок захоронены рядом с церковью. [19]

Размещение  царского  струга при Троицком храме не случайно, так как он  находился рядом с  главным предприятием московского речного судостроения  начала XVIII в. — Дединовской  судостроительной верфью. Основную часть  прихожан составляли жители  прилегающих к верфи «корабельных» улиц – Гаванки (ул. Мичурина), Кочмы (ул. Красные Зори), Слободы (ул.Свободы). В двухстах метрах к юго-западу от храма стояло  административно-гостиничное здание верфи,  прозванное в Дединове        «домиком  Петра I». Народная молва связывает церковь с другим  имеющим отношение к строительству судов памятником  истории и культуры – Шкаренковым домом, расположенным  в полутора километрах от неё на границе  прихода. В  этом здании  была устроена тюрьма для содержания  крестьян, бежавших с  судостроительной верфи. По преданию, упорно передаваемому из поколения в поколение,  Шкаренков дом и Троицкую церковь  соединял подземный ход. Следы  проёма в стене, ведущего в  сторону верфи, в  тюремном подвале  имеются. Но он   был заложен кирпичом  из-за  опасения, что от обвала  обветшавшего свода или от скопившихся  газов  могли пострадать   любопытствующие  ребятишки.  Сегодня о изначальном  назначении здания напоминают  лишь   кованые цепи с керамическими замками, свисающие со сводов подвального  помещения Шкаренкова дома.

В XX  веке дединовские храмовые комплексы  в полной мере разделили нелегкую судьбу  аналогичных памятников нашей страны. В них прекратилась служба, было утрачено церковное имущество и  значительная часть икон, наступила полоса временного забвения. Некоторые из священников, в том числе Беляевы, подверглись раскулачиванию и временной высылке. Самая тяжёлая участь  выпала на долю  священника Троицкой  церкви К. Немешаева.[20] Семья Немешаевых  приехала в Дединово в  1930 году. Проповеди отца Константина привлекали людей,  при нём  Троицкий храм был всегда полон народа. 6 ноября 1937 года  священник был арестован и отправлен  в Коломенскую тюрьму.   17 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его за контрреволюционную агитацию к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 21 ноября  1937 года на Бутовском полигоне.[21]

 Наличие церквей в  советский период  стало расцениваться как явный анахронизм, наследие  старого мира, которое противопоставлялось   явлениям нового образа жизни.     При этом  принижалось или замалчивалось значение  храмовых зданий как памятников истории и культуры. В  брошюре  о работе Дединовского сельского Совета в  1955 году была выражена достаточно типичная для тех времён точка зрения: «На рубеже  двух столетий, в 1900 году, сельский врач Н.Мансуров, проработавший в Дединове несколько лет, опубликовал записки, в которых, между прочим, отметил, что в селе тогда было пять пивных, четыре церкви и не  было ни одного клуба…   Тяжёлые сцены далёкого прошлого никогда уже больше не повторятся на  нашей земле. Свободный труд в освобождённой от эксплуататоров стране развязал творческие силы народа, поднял из его недр подлинные таланты, которые мял и душил капитализм. Свой досуг дединовцы проводят в клубах, красных уголках, библиотеках. Вечером село – в электрических огнях, в каждом доме радио…»[22].

Вместе с тем исполком сельского Совета, уважая достойную историю  своего  сообщества,    ставил перед  работниками культуры и образования задачу привития детям и молодёжи интереса к изучению родного края, что естественным образом  вело к  изменению  отношения к храмам, без обращения к которым  выхолащивалось и историческое прошлое, и культурное настоящее села .  А потому вполне закономерно, что  главную роль в переоценке ценностей в  50-70-е гг.         XX в. сыграли местные  краеведы Фёдоров А.И., Мельников П.А.,     Морозов С.М., Антропова Л.И. и другие.  Благодаря их усилиям  появились первые публикации о церквях,  элементы экспозиций в  открытом  школьном  краеведческом музее, где  сведения о  дединовских храмах  давались в контексте изложения  истории села Дединова.   Собранные ими материалы и консультации  помогли  провести  обследование  села на предмет выявления и  классификации  культурно-исторических памятников и  объектов  старой и старинной застройки.[23]  Эту  работу  проделала группа специалистов  Союза архитекторов СССР под руководством  Е.А.Пожарского, автором проекта стал  В.Я.Кузнецов. В составленном  ими историко-архитектурном опорном плане  к памятникам архитектуры разных  эпох было причислено 49  строений, в том числе  все 4 сохранившихся храма. Правда, в период создания данного плана  речь о широкомасштабной реставрации или восстановлении  памятников не шла,  определяющим  был сугубо  практический интерес, обусловленный  необходимостью поиска участков для намечавшегося строительства  жилья, зданий производственного и социального назначения.

К тому времени  в соответствии  с Постановлением Совета Министров РСФСР  №624 от  04.12.1974 года храм Живоначальной Троицы и церковь Рождества Пресвятой Богородицы были  признаны памятниками истории и культуры федерального значения. Воскресенский и Казанский храмы  в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР  №1327 от  30.08.1960 г. объявлялись памятниками местного значения. К ценным историко-культурным объектам были также отнесены Шкаренков дом, дом причта у Троицкой церкви и каретный сарай на территории  бывшего помещичьего двора.[24]

Однако финансируемые государством  реставрационные работы начались только в Троицкой церкви. В 1977 году был выпущен эскизный проект реставрации Троицкой церкви, автором которого  стал  Кузнецов В.

Путь от утверждения проекта до его  реализации оказался очень долгим, а начало процесса неудачным.   Результаты реставрационных работ стали видны только в последнее десятилетие: была  устроена добротная кровля  церкви,  на отремонтированных куполах установлены   кресты, восстанавливается внешняя отделка храма.   Но главное – в церковь вернулись люди.  Благодаря   старанию священника Троицкого  храма Гарнова В.А.фактически полностью возрождён Никольский придел, в котором в соответствии с церковными канонами ведётся служба, а  слово  отца Валерия всегда находит отклик в сердцах  и жителей Дединова, и гостей села.

Наибольшие потери в   советский период понёс историко-архитектурный  комплекс  центральной части Дединова, попавший в зону  радикального «социалистического  переустройства».  Среди жителей  существует мнение, что председателю  колхоза Генералову Ф.С., на чьей территории  находились памятники,  столичные  воинствующие материалисты по должности поставили условие за новый современный дом культуры и  поддержку в вопросах социалистического преобразования села  провести  полную реконструкцию  центральной  его  части, которая предполагала снос  храмовых  зданий. Председатель пожертвовал только колокольней и  старым кладбищем. Обломками  колокольни  отсыпали подъезд к парому. Фасад церкви Рождества Пресвятой Богородицы  был закрыт  пристройкой колхозного строительного цеха, за которой  сама церковь  довольно хорошо  сохранилась.  В здании храма Воскресения Христова  были устроены  склад и  водонапорная башня. Внешняя фресковая роспись была  закрашена, а при  замене кровли  были снесены 4 купола из  пяти, что нарушило оригинальный   облик церкви, хотя использование её в хозяйственных целях колхозом имени Ленина, несомненно,  сдержало процесс естественного разрушения. На месте спланированного старинного кладбища  был оборудован  машинный  двор. В районе Соборной площади и бывшего волостного правления  возник  сквер, где установлен памятник воинам-дединовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны,  бронзовый бюст дважды Героя Социалистического Труда  Ф.С.Генералова, а также находятся  могилы Генералова Ф.С. и  коммунистов, погибших во время  мятежа «зелёных» в 1919 году.

 К сожалению, реставрационно-восстановительные работы на  историко-культурных объектах центральной части Дединова  ещё не начались и по сей день, хотя  эти  памятники могли бы стать  настоящим украшением села. Пока нет ни средств,  ни  проектов  приведения их в надлежащий вид.  Однако появилась  интересная народная инициатива, начало которой  положено учёным из Железногорска Стародубцевым В.В. Его предки  Лощёновы и Балашовы  в пореформенный период  играли заметную роль в общественной жизни  Дединова. Занимаясь активными генеалогическими изысканиями, Стародубцев В.В. сумел восстановить  памятники на могилах своих предков.  Он же предложил на бывшей церковной земле  в скверике, разбитом на месте разрушенной  Петропавловской колокольни, создать  мемориал памяти о дединовцах прошлых поколений.  Проект  предполагает   установку  плиты с изображением  этого исторического здания и устройство по желанию  жителей и уроженцев села  памятных плит своим  родственникам вместо  утраченных  надгробных памятников, находившихся на  ликвидированном прихрамовом кладбище.    Предложение сибирского учёного  было поддержано  руководством  Луховицкого района и Дединовского поселения, получило благословение  церкви.

Закончилась полоса  забвения  и для Казанского  храма. Инициатором его восстановления  выступили  потомки  выходцев из села, в том числе бывшего дединовского  священника   Беляева Алексея Алексеевича.  Известно, что он  служил в сельской церкви   в Ряжском уезде,  в церквях Горетова и Дединова Зарайского уезда.  По собственному почину  Беляев А.А. открыл церковно-приходскую школу в Ряжском уезде и безвозмездно работал в ней, а затем учительствовал в Дединове. За участие во всеобщей переписи населения был награждён   бронзовой медалью. Вёл активную миссионерскую деятельность, исполнял обязанности миссионера по 4  Зарайскому округу.  21 января  1906 года вследствие поданного прошения  стал священнослужителем  дединовского Казанского  храма.[25]

В настоящее время  работы, выполняемые при  большой поддержке администрации Луховицкого муниципального района,   дали  существенные результаты, а частично восстановленный храм радует людей золотом  крестов и маковками куполов.

Наметившееся  развитие  народной инициативы, безусловно, дороже  спускаемых с вершин светской и церковной  власти   проектов и прожектов, а усиливающиеся  генеалогические поиски людей,  их стремление  наладить связь времён  вселяет надежду на то, что памятники истории  и культуры станут наконец-то достопримечательностями  села, рекреационным ресурсом,  достойным внимания граждан нашей страны и зарубежья. Совершенно ясно, что дорогу к  храмам должны проложить сами люди, а приведение в достойное состояние  историко-культурных памятников  по-настоящему начнётся с преодоления разрухи в головах людей. История свидетельствует, что вечных  исторических памятников не бывает. Они  ветшают, естественным образом разрушаются,  утрачиваются по разным причинам, перестраиваются или меняют свой облик в процессе реставрации, реконструкции или даже замены. Это  материальная сторона проблемы.  А вот  отношение к ним  людей является  неизменным  показателем  духовного  благополучия общества, барометром  умонастроений народа и его нравственного состояния.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 СПИСОК

объектов  села Дединова, признанных памятниками истории и архитектуры

 (выдержка из опорного архитектурного  плана с.Дединова)

  1. Рождественская церковь
  2. Воскресенская церковь (Петропавловская). 1807-1817 гг.
  3. Казанская церковь 1845 г.
  4. Троицкая церковь 1700 г.
  5. Жилой дом Хавских сер. XVIII- XIX вв., ул. Бригадная, д.1.
  6. Жилой дом Шкаренкова начала XVIII  в.
  7. Жилой дом Рюминых 1-я половина XIX в., ул. Пионерская д.1.
  8. Дом причта нач. XIX в. у Троицкой церкви.
  9. Суконная фабрика  2-й половины  XIX в.
  10. Дом Каратаевых 2-й половины  XIX в.
  11. Дом Брониных сер. XIX в., ул.Шашина, д.1.
  12. Дом Брониных сер. XIX в., ул.Шашина, д.2.
  13. Жилой дом сер. XIX в., ул. Шашина, д.3.
  14. Жилой дом сер. XIX в., ул. Пионерская, д.11.
  15. Жилой дом Подзоловых сер. XIX в.
  16. Усадебный дом 2-й половины XIX  в., ул. Граджанская, д.14.
  17. Сарай  2-й половины XIX  в., ул. Граджанская, д.14.
  18. Амбар 2-й половины XIX  в., ул. Граджанская, д.14
  19. Дом Мымриковых сер. XIX в., пл. К.Маркса, д.1.
  20. Дом Мымрикова  сер. XIX в., пл. К.Маркса, д.2.
  21. Дом Подзоловых сер. XIX в., пл. К.Маркса, д.3.
  22. Дом Боровковых сер. XIX в., пл. К.Маркса, д.4.
  23. Жилой дом сер. XIX в., пл. К.Маркса, д.5.
  24. Дом Лытиковых сер. XIX в., пл. К.Маркса, д.6.
  25. Жилой дом сер. XIX в., пл. К.Маркса, д.7 (снесён).
  26. Жилой дом сер. XIX в., ул. Генералова, д.1.
  27. Усадебный дом сер. XIX в., ул. Совхозная, д.13
  28. Сарай сер. XIX  в., ул. Совхозная , д.13
  29. Дом управляющего Лавренкова сер. XIX в., ул. Совхозная, д. 9
  30. Усадебный дом Толстых первой половины XIX  в., ул. Совхозная ,д.5
  31. Дом для прислуги конца XIX  в., ул.Совхозная, д.10.
  32. Каретный сарай  конца XIX  в., ул. Совхозная, д.8 а.
  33. Амбар середины XIX  в., ул.Совхозная , д.11.
  34. Жилой дом конца XIX в., ул.Бригадная д.2.
  35. Жилой дом  сер. XIX в., ул.Бригадная д.3.
  36. Жилой дом сер. XIX в., ул.Бригадная д.4.
  37. Амбар конца XIX  в., ул.Тарусина, д.5.
  38. Дом Генералова Ф.С., 2-я половина XIX  в., ул. Совхозная, д.1
  39. Сельская больница конца XIX – нач. XX вв., ул.Советская, д.1 а.
  40. Дом врача конца XIX – нач. XX вв., ул.Советская, д.1
  41. Каретный сарай конца XIX – нач. XX вв., ул.Советская, д.1б.
  42. Сторожка больничная конца XIX – нач. XX вв., ул.Советская, д.3
  43. Жилой дом сер. XIX  в. , ул. Пионерская, д.4 (снесён)
  44. Жилой дом сер. XIX  в. , ул. Совхозная
  45. Жилой дом сер. XIX  в. , ул. Свободы, д.37.
  46. Жилой дом нач. XIX  в. , ул. Советская, д.35.
  47. Жилой дом нач. XIX  в. , ул. Советская, д.37.
  48. Жилой дом конца XIX  в. , ул. Красные Зори, д.29.
  49. Дом  священника конца XIX в., ул.Комсомольская, д.21.

Источники:

[1] РГАДА. Ф.1209. Д.206. 1646 г. Лл.1093-1094.

[2] РГАДА. Ф.

[3] Мельников П.А.  Историческое прошлое села Дединова. Дединовский краеведческий музей. МВФ, №352. С.4.

[4] Чудо о Флоре и Лавре. Акафист святым мученикам Флору и Лавру. М., 1995. С. 16-18.

[5] РГИА. Ф.191. №752. Лл.  138-141 об.

[6] ГАРО. Ф.627. Оп.233. Д.14. Л.386.

[7] Там же. Л.411.

[8] Там же. Л.385.

[9] Канал, соединяющий  реку Цну, резко поворачивающую на юго-восток в 5 км от Дединова,  с Окой. Цна,по общепринятому мнению, была спрямлена для сплава егорьевского леса на верфь.

[10] РГАДА.      ГАРО. Ф.627. Оп.200. Лл.28-28 об.

[11] ГАРО. Ф.627. Оп.200. Лл.24-24об.

[12] ГАРО. Ф.627. Оп.233. Д.14.  Л.417

[13] ЦГИА. Ф.91. №752. Л.л142-145об.

[14] Олоновский Е.А. К истории села Дединова. Рукопись хранится в Дединовском краеведческом музее.  Вариант 5. С. 129-140.

Ласьков И.П. История кулацкого мятежа в Дединове. //Краеведческие исследования (Краеведения и местные сообщества). Выпуск 2. Рязань, «Русское слово», 2004. С. 161-162.

[15] Мансуров Н.

[16] РГАДА. Ф.

[17] Кузнецов В.

[18] ПСЗ. Т.V. Спб., 1830. №3165.

[19] Шавыкин И.А. По реке Оке в Зарайском уезде. //Этнологический архив Общества исследователей Рязанского края. Кн. XII. Д.296. Л.5.

[20] Священномученик К.Немешаев канонизирован как  святой РПЦ.

[21] ГАРФ. Ф.10035. Д.19324.

[22] Семёнов А., Чураков Н. Дединовский сельский Совет (Из опыта работы). М., «Знание», 1955. С.21.

[23] Дединовский краеведческий  музей. НВФ. №482.  №510.

[24] Справка Комитета по культуре Администрации Московской области  от 25.06.1998 г. №967/1-12.

[25] ГАРО. Ф.627. Оп. 233. Д.14. Лл.419-421.

 

Краткие летописи приходов Рязанской епархии 1865-1879 годы (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей»). Часть 2-я (Д-З)

Дединово Зарайского уезда

1869 — Московская купчиха Татиана Савельева завещала в Троицкую церковь села Дединово 5-% билет в 100 рублей на помин ее с родством (1869/70, №7)
1870 — Крестьяне села Дединово Кузьма Иванов Боровков и Петр Иванов Третьяков, с разрешения Рязанского епархиального начальства, устроили за свой счет при своей приходской церкви помещение для женского училища на 70 девиц общей стоимостью 1470 рублей, а для обеспечения училища жалованием (законоучителю, наставнику и надзирательнице), отоплением училищного дома и наймом прислуге внесли в Рязанский общественный Сергия Живаго банк на имя Дединовского волостного правления 4000 рублей, заявив при этом желание именовать основанное училище «открытым в память освобождения крестьян от крепостной зависимости 9 февраля 1861 года». Государь Император повелел «благодарить жертвователей», в исполнение Высочайшего повеления Рязанским губернским училищным Советом предложено Дединовскому волостному правлению объявить этим крестьянам на общем сельском сходе Его Императорского Величества благодарность (1870/71, №3)
1870 — Крестьянин Дмитрий Капустников завещал 150 рублей в пользу причта на вечный помин его с родственниками (1870/71, №8)
1870 — Удостоены благословения св. Синода временный купец села Дединова крестьянин Иван Смирнов и крестьянин села Дединова Алексей Милюков за пожертвование 100 рублей каждым в приходскую церковь (1870/71, №11)
1871 — Временнообязанный крестьянин Афанасий Миляков за заслуги по Рязанскому епархиальному ведомству пожалован золотой медалью для ношения на груди на Станиславской ленте (1870/71, №22)
1873 — Временный московский купец Павел Семенов Копытин пожертвовал в Воскресенскую церковь 2000 рублей на украшение храма (1873/74, №8)
1874 — Церковному старосте Воскресенской церкви крестьянину Ивану Боровкову преподано благословение св. Синода с выдачей грамоты за пожертвования в пользу церкви и другие заслуги по духовному ведомству (1874/75, №11)
1874 — Крестьянину села Дединов Кузьме Боровкову преподано благословение св. Синода без выдачи грамоты за пожертвования в пользу церкви и другие заслуги по духовному ведомству (1874/75, №11)
1876 — Объявлено благословение Его Высокопреосвященства, Алексия, Архиепископа Рязанского и Зарайского крестьянке Евфимии Мамонтовой за пожертвование 600 рублей на устройство железных решеток в ограде Воскресенской церкви села Дединово и неизвестному благотворителю, пожертвовавшему 2 билета Рязанского общественного Сергия Живаго банка в 300 и 500 рублей (1875/76, №18)
1878 – 27 января 1878 года по ходатайству Святейшего Синода Государь Император Всемилостивейшее соизволил наградить за заслуги по духовному ведомству золотой медалью для ношения на шее на Аннинской ленте временного московского 2-й гильдии купца Павла Копытина (1878, №8)
1878 – Крестьянин Алексей Савинский пожертвовал в Троицкую церковь села Дединово 1000 рублей и 1000 рублей на устройство богадельни (1878, №18)