Об исповеди

Первый человек был сотворен Богом в гармонии духа, души и тела, таким образом, дух был устремлен к Богу, душа — свободно соединена или подчинена духу, а тело — душе. Дух был в постоянном общении с Богом, получая от Него силы, освящал душу, а душа поддерживала тело. Воля Божия состояла в том, чтобы человек свободно, то есть с любовью стремился к Богу — источнику вечной жизни и блаженства. Но грехопадением люди нарушили в себе гармонию — единство духа, души и тела — расстроили свое естество. Суть грехопадения состояла в том, что прародители, поддавшись искушению, стали взирать на запретный плод не как на заповедь Божию, а в предполагаемом отношении к себе — к своей чувственности и своему сердцу, своему разумению. «И увидела Ева, что дерево хорошо для пищи», то есть предположила некий особенный приятный вкус в запрещенном плоде — это похоть плоти. «И что оно приятно для глаз», то есть показалось более всех красивым — похоть очей, или страсть к наслаждению. «И вожделенно, потому, что дает знание», то есть Еве захотелось изведать высшего и божественного знания — это гордость житейская.

Грех изменил людей, лишил их душевного спокойствия, изменил человеческую природу так, что люди утратили общение с Богом. Поэтому грех сравнивают с болезнью души, в результате которой человек постоянно отпадает от Бога и нуждается таким образом, в воссоединении с Ним и прощении.

Человек постоянно сознает свою греховность, т.е. испытывает «угрызения совести», однако без вмешательства или помощи Божией эту внутреннюю поврежденность расстроенного грехом естества человеческого восстановить невозможно. Для этого потребовалось пришествие Самого Бога на землю — с целью спасения человека от гибели и вечной смерти.

В Таинстве Крещения человек получает прощение всех грехов, совершенных до крещения, и возможность безгрешной жизни в дальнейшем. Однако почему же он продолжает грешить и после этого?                                  После грехопадения прародителей человеческая природа стала удобопреклонна ко греху.

Человеку дана свобода воли, чтобы он сам по своей воле захотел возвратиться к Богу, а не по принуждению или по необходимости.

История установления Таинства Покаяния (Мк.1,4-5; Ин.20,22-23)

Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:22-23). Еще Иоанн Креститель готовил людей к принятию Спасителя, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И крестились от него все в реке Йордане, исповедуя грехи свои (Мк. 1:4-5).

Таинство Покаяния установлено Господом Иисусом Христом для того, чтобы христианин, согрешивший после крещения, мог получить прощение грехов и восстановить благодать, полученную при крещении. Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

В Таинстве Покаяния всякий кающийся видимо получает прощение от священника, а невидимо получает силу или благодать от Бога, которая с человеческой души снимает все грехи.

Как совершается Исповедь?

Перед исповедью священник читает молитвы исповедующимся, а затем произносит напутственное слово (см. требник): «Чадо! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывай ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его перед нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Пойми же, что ты пришел в лечебницу, не уйди отсюда неисцеленным».

Затем исповедующиеся по одному подходят к священнику и каются в грехах. После того как исповедующийся кончил говорить, священник наклоняет его голову, покрывает епитрахилью и читает разрешительную молитву: «…примири и соедини его (кающегося) Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем…» После разрешительной молитвы исповедующийся совершает крестное знамение, целует крест и Евангелие на аналое.

     Условия получения прощения грехов

  • Примирение со всеми ближними (простить и испросить прощения).
  • Искреннее сокрушение сердца и скорбь о грехах своих (раскаяние) и устное исповедание их.
  • Твердое намерение исправить свою жизнь.
  • Вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

Необходимо   исповедать   все   свои   грехи,   по   крайней   мере,   тяжкие, совершенные с момента последней исповеди. Если хотя бы один грех сознательно утаен, умышленно не высказан — вся исповедь недействительна, святотатственна и ни один грех не прощен. Если же какой-либо грех не сказан по забывчивости — исповедь действительна, все грехи отпущены, но забытый грех нужно исповедать на следующей исповеди.

Непременным условием получения прощения грехов является сердечное и полное раскаяние, сопровождаемое твердой решимостью никогда больше не грешить в будущем. Раскаяние есть сокрушение сердца или скорбь о своих грехах (за все благодеяния Господа и большую любовь к нам мы воздаем полной неблагодарностью, грехом и, таким образом лишаем себя благодатной жизни и повергаем себя в рабство диавола).

Готовность возместить ближнему причиненный нами вред, а равно готовность простить, даже врагам своим все нанесенные нам обиды — также является необходимым условием истинного покаяния. Исправить совершенную пред Богом неправду можно различными способами: перенесением без ропота всех посылаемых Богом страданий, болезней, притеснений, гонений; далее -добрыми делами для умилостивления Бога.

Иногда для нашего исправления священник может наложить епитимью. Епитимья (греч. запрещение) — есть средство к исправлению, которое священник, как судия и духовный врач налагает на исповедующегося для исцеления его души от недуга греховного и восстановления правды Божией. Обычно к этому служат пост, молитва, подаяние милостыни, посещение святых мест, говенье, иногда отлучение от причастия на определенное время. Епитимью, наложенную духовником, следует безотлагательно и в точности исполнить. После срока исполнения епитимьи разрешить её (то есть снять с кающегося) может только тот священник, который эту епитимью наложил

     Как готовиться к исповеди ?

Хотя Таинство Покаяния может совершаться отдельно от прочих Таинств, все же оно и по традиции и по смыслу связано с подготовкой к Таинству Причащения. Сосуд души должен быть очищен перед тем, как вместить в себя великие Тайны Тела и Крови Христовой. Подготовка включает в себя чтение покаянных канонов и молитв, которые приводят душу в соответствующее настроение, пост, участие в богослужениях. Такая подготовка в течение нескольких дней называется говение.

Испытание совести — не забыл ли, не утаил на исповеди какого-либо тяжкого греха? Примирился ли перед исповедью с ближними, простил ли от души обидчиков? Подробнее см. «Опыт построение исповеди» арх. Иоанна Крестьянкина.

«Каждая исповедь должна быть такой, как будто это — последняя исповедь в нашей жизни…; … исповедь должна быть предельно личной, моей, а не какой-то общей; надо начать, поставив себе вопрос: чего я стыжусь в моей жизни? Что я хочу укрыть от лица Божия и что я хочу укрыть от суда собственной совести, чего я боюсь?» (митр. Антоний Сурожский).

Какие могут быть грехи?

Грехи против Бога

Чтение литературы или просмотр передач, содержащих хулу на Бога, сомнения в истинах и догматах Святой Церкви, ропот на Бога за ниспосланные испытания. Произнесение имени Бога напрасно. По воскресным дням не принимал участие в церковном богослужении. Не соблюдение постов. Выполнение тяжелой работы в праздничные дни, вместо посещения храма. Занятие гаданием или чародейством.

Грехи против ближнего

В отношении родителей – не повиновение, не уважительное отношение, осуждение, огорчение; то же в отношении других близких людей. В отношении к начальникам и наставникам – не повиновение или осуждение, недобросовестное исполнение своих обязанностей. В отношении к окружающим — оскорбление, презрение, проклятия, месть, соблазн на грех, причинение вреда, насилие, убийство, вред здоровью, супружеская неверность, воровство, порча чужой собственности, обман, клевета, осуждение, подозрение напрасно, зависть, оскорбление, насмешки над ближним.

Грехи против самого себя

Сквернословие, раздражение, проклятия. Нанесение вреда своему здоровью. Злоупотребление пищей и напитками. Плотские похоти, желания, чувствования. Просмотр бесстыдных картин, передач. Неприличные разговоры, песни. Лень в исполнении своих обязанностей.

Вспомнив все свои грехи, возбуди в сердце сокрушение о том. Для исповеди в храм лучше прийти до начала службы, чтобы выслушать молитвы, которые священник читает перед началом исповеди. Подойдя к священнику, перекрестись и начни исповедь. Закончи с чувством раскаяния, например: «Об этих и всех, быть может, забытых грехах, каюсь перед Богом, сокрушаюсь всем сердцем моим и твердо решаюсь исправиться».

Если священник считает невозможным немедленно отпустить грехи данного исповедника вследствие, например, их нераскаянности, то разре­шительная молитва не читается, и исповедник не допускается к Причастию.

Затем внимательно выслушай наставления священника, запомни епитимью, и с чувством смирения, раскаяния и веры благоговейно внимай разрешительной от грехов молитве. После разрешительной молитвы поцелуй святой крест и Евангелие на аналое.

После исповеди благодари Господа за то, что Он по Своему бесконечному милосердию помиловал тебя и простил твои грехи.

Можно также прочесть псалом 50: «Помилуй мя Боже…».

Для борьбы с грехом и победы над ним нужно просить помощи у Бога.

Плодами покаяния являются — исправление жизни и понуждение себя на добрые дела.

Ответы на интересующие Вас вопросы вы можете получить на сайте  www.hristianstvo.ru  в разделах Православное вероучение, Азы православного вероучения, Азбука веры. Православное общество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *