Постройка храма в селе Алпатье Зарайского уезда

Село Алпатье Зарайского уезда Рязанской губернии ныне – село Аппатово Луховицкого района Московской области. В источниках упоминается с конца XVI века. Так, в платежных книгах 1595 года деревня Алпатьева, вместе с деревней Елагино, значатся в числе вотчин Рязанского Спасского монастыря.

В выписи с писцовых книг Рязанского уезда письма и меры Кирилла Семеновича Ворнцова-Вельяминова при деревне Олпатовской показано «пашни паханые четверть, да наезжие пашни 99 четвертей, да перелогом 100 четвертей, да лесом поросло 50 четвертей, а всего 250 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена у реки Оки на берегу на лугу на Мосякине 50 копен, лесу чернаго и болота на мещерской стороне в длину на 2 версты, поперег на версту, Инде меньши, да рыбные ловли: озеро Волынь, да озеро Научанец. А писана та вотчина за Спасским монастырем по государевой жалованной грамоте за подписью дьяка Прокофия Пахирева 131 (1623) года по приправочным книгам князя Василия Волынского с товарыщи 105 году» [1].

Нелегкий процесс постройки храма подробно описан в некрологе отцу Алексею Тарасьевичу Дроздову (1832 — 1899), протоиерею местной Казанской церкви.

До построения храма в Алпатье жители числились в приходе Казанской церкви соседнего села Долгомостьево.

Первым делом отец Алексей нашел спонсора, местного крестьянина И.Н. Позднякова, который обещался выделить на строительство храма 3000 руб.

План для нового храма был в общих чертах снят с плана кладбищенской церкви села Ловцы, расположенной в 14 километрах к северу от Алпатье. Деревянную часовню купили в деревне Шехмино, что в 30 километрах к северо-востоку от Алпатье (приход села Кузьминское) размером 16 х 10 х 4 аршин. Само деревянное строение обошлось в 70 рублей. Торговаться в Шехмино ездил сам будущий священник Дроздов и будущий церковный староста Леонтий Обухов.

Следующим этапом было нанять плотника. Подряд обошелся в 83 рубля.

В 1867 году кирпичному заводу в селе Константиново Рязанского дан заказ изготовить 100000 кирпичей и доставить их по Оке в Алпатье. Крестьянин Поздняков выдал кирпичнику задаток — 150 рублей. Но, кирпичник, изготовив 11000 кирпичей (то есть, чуть более 10% от заказа), неожиданно отказался от выполнения заказа и вернул часть задатка. В результате строительный комитет во главе с о. Дроздовым отдали подряд на кирпич местному жителю Гладкову, владельцу небольшого кирпичного завода в самом селе Алпатье.

Однако неприятности на этом не закончились. Неожиданно спонсор строительства, крестьянин Поздняков, отказался от своего обещания пожертвовать 3000 рублей на постройку храма. Денег не стало.

О. Дроздов вступил в обширную переписку с жителями села, проживавшими «на стороне» — купцами и ушедшими на заработки, призывая их к пожертвованиям в родной храм, а также рассылал письмо другим доброхотам. Священник сам лично ездил в Москву и С.-Петербург для сбора пожертвований. В итоге ему удалось собрать около 1000 рублей, на которые зимой 1867/68 года были заготовлены материалы для летних работ, которые начались в июле.

Когда стены храма были выложены на высоте 1 аршин, деньги закончились. Крестьяне села, порядком обедневшие от опустошительных пожаров за последние 3 года, решительно отказывались вносить добровольные пожертвования.

Тогда о. Дроздов со своими помощниками, крестьянами Леонтием Обуховым и В.П. Простовым, поехали в Рязань к архиепископу с просьбой выдать им книгу на сбор пожертвований на строящийся храм. «С этой книгой они исходили почти всю Россию». Зимой 1868/69 года на собранные таким образом средства и, главным образом долги, строители подготовили материал для летних работ. Весной и летом 1869 года были возведены стены.

Зимой 1869/70 года заготовлены лес и железо, подряжены плотники и кровельщики.

Летом 1870 года из Нижнего Новгорода пришло железо, пожертвованное купцами Куровыми. Белое железо на обшивку купола пожертвовал крестьянин Поздняков. Недостающее купили. Кузнецов уговорил коломенских лесопромышленников пожертвовать балки для наката полов и потолка в храме.

К августу 1870 года здание церкви было покрыто полностью, покрыт и купол над храмом и колокольня, установлен медный, вызолоченный через огонь, с яблоками крест.

Водружение креста стало событием для жителей Алпатье – на это торжество собрались все односельчане «от мала до велика».

Осенью деньги снова иссякли и работы прекратились. В долг были заготовлены материал для штукатурки храма, для внутренней отделки, заказан крест на колокольню.
О. Дроздов заключил условие с живописцем села Ловцы Трофимом Безносовым на изготовление иконостаса за 1000 рублей, нанял штукатуров и каменьщиков.

В мае 1871 года на колокольню был водружен крест, медный, также вызолоченный через огонь. Церковь изнутри была отштукатурена, устроены рамы и двери. Деньги опять закончились.

Зимой 1871/72 года был готов иконостас, правда, работа задержалась на полгода, и в июле 1872 года был поставлен на место.
Все работы в основном проводились в кредит.

Из Нижнего Новгорода приехал А.Л. Обухов и привез суммы, пожертвованные благотворителями. На эти деньги о. Дроздов в Москве купил всю необходимую церковную утварь.

Кузнецов уговорил коломенскую купчиху Набокову пожертвовать в дар храму в Алпатье две иконы: Казанскую икону Божией Матери, в серебряной ризе и Тихвинскую икону Божией Матери, в серебряной ризе (также 7 вершков в длину, весом 7 фунтов).

Казанская икона была встречена прихожанами и пастырем с особым торжеством и врезана в местный ряд иконостаса, по левую сторону царских дверей. Храм был устроен во имя Казанской иконы Божией Матери. Тихвинскую икону поставили в большой киот у правого клироса.

Крестьянин М.П. Кузнецов нашел среди купцов жертвователей на покупку в Москве колокола весом 16 пудов с фунтами. Колокол прибыл поездом из Москвы на железнодорожную станцию Горки, но не 16-пудовый, а 250 пудовый. Т.е. в 15 раз тяжелее! Почему-то перепутали!

Но в этой случайности местные крестьяне увидели указание на возможность приобретения в будущем большого тяжеловесного колокола.

На колокольню из временной деревянной церкви были перенесены 5 колоколов весом около 19 пудов.

Сын церковного старосты Д.Л. Обухов заказал в Саратове на заводе купцов Гудковых с отсрочкой платежа колокол весом 200 пудов. Обухов ранее служил у саратовских хлеботорговцев.

Колокол был отлит в 1876 году. В 1878 году еще один колокол весом 42 пуда 5 фунтов был пожертвован коломенским купцом Кашириным. Но, вскоре этот колокол разбился и был перелит в 62 пуда с фунтом.

В кассе строительного комитета от постройки осталось 15 рублей.

20 августа 1872 года, в воскресенье, было решено освятить храм. Л.Д. Обухов и, приехавший на родину чистопольский мещанин И.Е. Мучников, отправились в Рязань просить Его Преосвященство, Алексея, Архиепископа Рязанского и Зарайского, почтить своим присутствием село Алпатье и освятить храм. Владыка принял депутатов и назначил день приезда на вторник, 22 августа.

Архиепископ прибыл в село в 5 часов вечера 21 августа. У храма его встречали толпы народа, с нетерпением ожидавшие никогда не бывавшего здесь высокопоставленного иерарха.

Владыка прибыл по дорогу от станции Горки на экипаже со свитой. Его встречали хлебом-солью семья о. Дроздова. Отдохнув с дороги и, выпив чая, владыка начал благовест ко всеносщной.

На другой день литургии в Алпатье начал стекаться народ со всех окрестных приходов. Церковный староста Л.Д. Обухов в 2 приема собрал на тарелку до 500 рублей.
Архиепископ удивился, узнав, что за строителями храма остался долг в размере всего лишь 300 рублей.

«Я не знаю ни одного случая в епархии, когда бы постройка храма, без определенного капитала так успешно была бы закончена».

Сноски:
[1] Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Том первый. Зарайск, 1884. с. 242-243.

[2] Рязанские епархиальные ведомости, 1900. №№8-10.

С. Алпатье, церковь Казанская (Зарайского уезда) .

Село Алпатье, находится в 40 верстах от Рязани и в 85 — от Зарайска. Свое название, по объяснению местных жителей, оно получило оттого, что здесь прежде, при изобилии леса, делались лопаты и плелись лапти; до сих пор еще называется Лопатиным одно местечко, поросшее кустарником. В старину оно принадлежало рязанскому Спасскому монастырю, почему и до сих пор называется монастырским двором площадь среди села. До 1867 года оно входило в состав долгомостьевского прихода. В 1867 году в нем выстроена деревянная церковь и явился самостоятельный причт.

В 1872 году взамен деревянной сооружена каменная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Она имеет форму продолговатого четырехугольника с алтарным выступом и с одной главой вверху. Каменная колокольня, выстроенная в тоже время, соединена с церковью. Внутри церковь не имеет приделов. В 1882 году стены ее расписаны живописными изображениями. Так как алпатьевский приход недавнего образования, то древностей в храме нет никаких.

Из икон старинного письма можно указать лишь одну Тихвинскую икону Божьей Матери, помещенную в особом киоте за правым клиросом. Церковная библиотека еще не устроилась. Метрические книги сохраняются с 1867 года.

Причт состоит из одного священника и псаломщика. Он содержится доходами от прихожан и церковной земли (40 десятин пахотной).

Приход состоит из одного села Алпатье. Всех прихожан значится 620 душ мужского и 620 женского пола. Кроме земледелия они занимаются сгоном барок по реке Оке, коневодством, нанимаются приказчиками к торговцам, рабочими и дорожными мастерами на железную дорогу; живущие дома промышляют и продажей леса. Почти все они грамотные. Школа в селе существует с 1840 года. Первоначально она находилась в ведении Рязанской палаты государственных имуществ, потом земства и, наконец (с 1879 года), Министерства народного просвещения. В 1882 году открыта и женская школа, находящаяся также в ведении Министерства.

Кроме общих праздников, прихожане чтят праздники в честь Казанской иконы Божьей Матери (22 октября), как свой храмовой и святителя Николая Чудотворца (6 декабря), как бывший храмовой села Долгомостье. Крестный ход по полям совершается спустя неделю после Троицына дня. Крестный ход заканчивается благодарственным молебном близ храма и окроплением приводимого скота.

М.Б. Оленев
2006-2008 гг.