С. Ловецкие Выселки церковь Киро-Иоанновская (Зарайского уезда).

Село Ловецкие Выселки или Ловецкие Борки находится в 56 в. от Рязани и в 36 в. oт Зарайска, при озере Лучанском, в полуверсте от р. Оки. Свое начало оно получило во второй половине XVIII столетия. Вскоре после того, как дворцовое село Ловцы было подарено Екатериною II Михаилу Ласунскому и Александру Рославлеву, этот последний облюбовал для себя верстах в 4 от Ловец заросший лесом холм (некогда, по народному преданию, служивши притоном разбойнику Веревкину), построил здесь для себя дом и перевел сюда из с. Ловец часть своих крестьян. Отсюда получилось название Ловецкими Выселками новообразовавшегося поселения. Тот же Рославлев выстроил здесь около 1790 года деревянный храм во имя святых бессребренников Кира и Иоанна. Первоначально небольшой, он в 1849 году был распространен пристройкой трапезы: тогда же была пристроена и деревянная колокольня. Та и другая в 1854 году погорели; уцелели лишь алтарь и стены средней части храма. В том же году снова были построены сгоревшие части и храм возобновлен. Храм имеет продолговатую форму и на верху восьмиконечный купол; колокольня имеет 4 яруса и высокий шпиль. Наружные стены храма и колокольни обшиты тесом и окрашены, внутренние же стены и потолок храма оштукатурены и расписаны. При церкви находится деревянное здание для церковной сторожки и церковно-приходской школы. Вокруг церкви устроены: с трех сторон кирпичная ограда, с северной же — деревянная плотина. Благодаря сравнительно позднему образованию прихода Ловецких Выселок, в церкви нет заслуживающих внимания по древности ни святых икон, ни предметов церковной утвари и ризницы. Из церковных документов сохраняются: метрические книги с 1811 г., обыскные — с 1817, приходорасходные — с 1842, исповедные записи за 1825, 1827, 1829 годы и с 1838 года. Церковная библиотека скудна. Причт первоначально состояла из священника и одного причетника, в 1817 г. был прибавлен еще другой причетник. Но в 1830 г. причт в с. Ловецких Выселках был упразднен и церковь в качестве кладбищенской приписана к церкви с. Ловец. Так было до 1838 г., когда по просьбе прихожан церковь с. Ловецких Выселок была опять сделана самостоятельной и причт при ней восстановлен в трехчленном комплекте. Но по штатам 1878 и 1885 гг. положены в нем только священник и один псаломщик. Первоначально средствами содержания причта служили исключительно доходы от прихожан, поэтому, при малочисленности их, содержание было очень скудно. В 1852 году по просьбе причта и по указу Сената причту была отведена из общих сенных покосов крестьян сел Ловец, Ловецких Выселок и деревни Нудовши земля в количестве 35 десятин, 1311 ½ кв. саженей. Кроме этого церковь владеет 4 участками луговой земли, пожертвованными разными лицами и находящимися в чересполосном владении с крестьянами означенных селений. В каждом из этих участков удобной и неудобной земли числится до 8 дес. Доход с 3 ½ участков поступает на украшение храма и с ½ участка в пользу причта. Наконец церковь владеет капиталом в 1210 р., из них с 300 р. проценты идут на церковь, а с остальных на причт.

Прихожан числится муж. п. 397 д., ж. п. 434 д. Все они православные. Не имея пахотной земли, они обыкновенно занимаются разным мастерством: сапожным, портняжным, слесарным и др. проживая по городам; многие служат на железных дорогах. Кроме того, сосредоточение их угодий лесных и луговых — преимущественно по близости с. Ловец, в отдалении от Ловецких Выселок, равно как материальные выгоды жизни в более значительном и торговом с. Ловцах — все это заставляло и заставляет некоторых из обывателей с. Ловецких Выселок переселяться на жительство в Ловцы.

Поэтому то прирост населения в Ловецких Выселках совершается крайне медленно: в 1827 г., по исповедным записям, всех прихожан с Ловецких Выселок числилось муж. пола 816 д. и женского 825, а в 1889 г. — муж. п. 897 д. и ж. п. 434, так что средним числом приходится в год менее 2, душ прироста. Большая часть прихожан грамотна. До 1845 года обучали грамоте сами крестьяне, знающие грамоту. С 1845 г. до 1871 г. существовала школа грамотности в доме дьячка Лебедева. С 1871 г. школа перешла в дом священника А.И. Правдолюбова, а в 1886 г. она переведена в особое помещение и преобразована в церковно-приходскую. Религиозное состояние прихожан удовлетворительно. В воскресные и праздничные дни они исправно ходить в церковь, уклонений в раскол и секты не замечается. Крестные ходы совершаются:
1) 18 июля — в день Боголюбской иконы Божьей Матери (прежде он совершался в 10-е воскресенье по Пасхе, но перенесен на 18 июня по случаю воскресного базара в с. Ловцах),
2) 28 июля — в день Смоленской иконы Божьей Матери,
3) 18 августа — в день святых мучеников Флора и Лавра (причем совершается окропление лошадей святой водой),

4) 8 ноября — в день святого архангела Михаила (по случаю пожара в храме). Все эти ходы совершаются по улицам села, при чем, по желанию прихожан, служатся молебны пред их домами.