Дипломная работа «Храм Троицы Живоначальной в селе Дединове Луховицкого городского округа 1696-1700 гг. Архитектура и особенности декора»

Дипломная работа «Храм Троицы Живоначальной в селе Дединове Луховицкого городского округа 1696-1700 гг. Архитектура и особенности декора» посвящена комплексному изучению данного памятника.

В работе рассматриваются архитектурные и декоративные особенности церкви, которые делают ее уникальным образцом храмового строительства конца XVII в.
Троицкий храм относится к типу храма с осевой композицией,
который начал складываться и распространяться во второй половине XVII века, но отдельные составляющие его цельной конструкции довольно сложны. Так, например, единое пространство трапезной с интегрированным в нее северным приделом, сохраненным пятиглавием четверика и дополнительным пространством, заполняющим северный угол
между приделом и колокольней, встречается в церквях, построенных после исследуемой, например, ц. Казанской иконы Божией Матери в Киясово, 1701 г.. Отличается и многоярусная колокольня. Если в это время в храмах с осевой композицией при пятиглавом завершении четверика колокольня завершалась шатром, то в исследуемом памятнике колокольня
выстроена в новом типе “восьмерик на четверике”.
Декор дединовской церкви был разделен на три группы:
“метрически-геометризованный” кирпичный декор. Данный термин приводит Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова в статье “Декор русской архитектуры XVII века и проблема стиля”.
К нему относятся разные по своему характеру геометрические пояса и карнизы, ряды поребриков, “сухариков”, висячих кронштейнов и т.д. декор с элементами “узорочья” и нарышкинского барокко. Первое — это горка кокошников, с дополнительными диагональными декоративными закомарами, которая соединяется с элементом Ренессансной архитектуры — с раковиной, возродившейся на Руси в “Нарышкинском стиле”. Второе — килевидные наличники окон нижнего восьмерика колокольни, венчающиеся раковиной. Ордерные элементы в белокаменном резном декоре обрамлений порталов и окон, которые мы разделяем на растительные мотивы, зооморфные, к которым относятся вырезанные из камня птицы и
геральдическая композиция единорога со львом, и антропоморфные — это десница, которая держит виноградную лозу, и изображения херувимов.
Отмечу, что важной отличительной особенностью является изображения “труб, извергающих пламя” в тимпанах наличников окон второго яруса четверика. Первое подобное изображение удалось найти в тимпане наличника церкви Входа Господня в Иерусалим, построенной десятью
годами ранее исследуемого памятника.
При анализе и поиске прототипов и аналогов декоративного
убранства исследуемой церкви мы выделяем несколько кругов
памятников, на которые могли ориентироваться и черпать вдохновение дединовские мастера. Первый круг — это в целом храмы рязанской земли, к которой относится и исследуемый памятник. В первую очередь — это Солотчинский монастырь, откуда приехали мастера. Здесь в частности отмечаем похожие растительные мотивы в украшении резных наличников
храма и расположение изображений с херувимами. В других храмах Рязани, таких как церкви Входа Господня в Иерусалим (1684 г.), Бориса и Глеба (1686 г.) и Спаса Преображения на Яру (1695 г.), идет активное использование килевидной формы в оформлении окон. Помимо этого в первом из перечисленных храмов встречается идентичный мотив изображения “труб” в тимпане наличника. И третьим элементом этого круга является Кафедральный собор Успения Пресвятой Богоматери
(между 1693 и 1702 гг.) с резным порталом, где так же посреди резьбы отведено место под изображения. Второй круг — это постройки главных конкурентов по солевой промышленности Шустовых — Строгановых, которые сравнимы с дединовским храмом по характеру объемной резьбы, обрамляющей ордерные наличники и порталы храмов. Третий круг —
архитектурные постройки Москвы и в частности не сохранившийся храм Николая Чудотворца «Большой Крест» (1680 г.), который, возможно, был первым церковным зданием с подобным декоративным убранством. С фасадов и интерьеров построек Московского Кремля, например, Архангельского и Благовещенского соборов и Теремного дворца, резчик
исследуемой церкви мог заимствовать растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы белокаменной резьбы. Также прототипы некоторых элементов декора встречаются в западноевропейских памятниках, знакомство с которыми происходило посредством приезда на Русь новых мастеров и попадания иллюстрированных образцов.
И в завершении отметим, что точного прототипа Троицкого храма не существует. Однако он мог стать образцом при декорировании храма Спаса Преображения Спасского монастыря в Рязани (1702 г.). Таким образом, в трех храмах имеются изображения “труб, извергающих пламя”.
Все они в конце XVII в. принадлежали к рязанской земле, а значит символический подтекст данного элемента декора мог быть связан с местными традициями и устоями.

Полный текст дипломной работы доступен по ссылке:

https://cloud.mail.ru/stock/oyb5WWuYvWcCxWbKFw4rYbH8

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *